Изготовление и эксплуатация кривых участков пути. Ч1.

З-00Повесть из двух частей и шести глав.

Эпиграф – Упорство и труд все перетрут. Народное наблюдение.

Часть первая.

Глава первая – «Расчет».

Любое дело начинается с расчета его целесообразности. Ведь так обидно потратить время на неудачную работу. Хотя опыта на ней получаешь, как правило, больше. Но оставим лирику и встанем на путь расчета кривой дорожки дачной железной дороги.

Главная наша цель понять, каков минимальный радиус закругления пути, чтобы на нашем дачном участке, с одной стороны, не пропало лишнего квадратного метра, а, с другой стороны, осуществлялась нормальная эксплуатация ПС без его заклинивания и сходов на выше обозначенных участках.

И так. В железнодорожном транспорте, применяемом в добыче полезного из горных массивов, применяется такое нехитрое правило:

Минимально допустимый радиус закругления  R=Lх4 , где L жесткая база подвижного средства. При этом откатка разрешена только вручную на минимальной скорости!

Для скорости движения равной 5 км/ч и использовании локомотива радиус равен  R=Lx7.

При скорости более 10 км/ч радиус считается по формуле   R=Lx10.

Исходя из этого следует, что чем длиннее жесткая база тем больший минимальный радиус нужен для нормального вписывания. Выходов из данной ситуации два – либо уменьшать жесткую базу, либо использовать тележки. У каждого способа есть свои плюсы и минусы, но это тема отдельного разговора.

Кстати, если мы посмотрим на модельный мир (масштаб НО), то увидим, что при радиусе рельс 380 мм (R1 компании Tillig  standart) и базе простого вагона (например цистерны из стартового набора PIKO) 50мм коэффициент равен 7,6.  И если этот вагон пустить по такому пути чуть быстрее маневровой скорости, то он с большей вероятностью слетит с рельс.

В моем случае база вагонетки была равна 600 мм. Соответственно радиусы были такими: 2400, 4200 и 6000 мм. Прикинув получившиеся результаты к местности я выбрал два основных радиуса закруглений 4200 и 5400 мм. Почему именно такие я объясню в отдельной статье по планировке дороги на участке, которая хоть и медленно, но все же пишется.

Дело осталось за малым – изготовить.

Глава вторая – «Шаблон»

Для того, чтобы изготовить ровный радиус закруглений его надо в процессе изготовления проверять – вдруг перегнул или не догнул. Проверять лучше всего шаблоном имеющим радиус изготовления. Переходим к изготовлению шаблона.

Для его изготовления необходим большой циркуль, чтобы начертить окружность на будущем шаблоне.  Вспомнив старый дедовский способ черчения больших окружностей,  я взял длинную доску (более шести метров). Для начала с помощью нитки и карандаша я провел прямую линию от её начала, до её конца, ибо крива она была изначально.   Затем отложил два выбранных мной радиуса 4,2 и 5,4 м. Далее к каждому радиусу я прибавил и от них же убавил половину ширины колеи. То есть выбранный за основу радиус стал радиусом середины колеи. 

Далее были найдены кусок оргалита , толстая  нить (которая на вытягивается) и карандаш. В основание доски был вбит гвоздь. И работа закипела.

 З-01

З-02

З-03

З-04

З-05

Хорошо, что в тот момент на дворе была осень и праздношатающиеся дачники не могли видеть бородатого мужика  ползающего по дороге и что-то чертящего.

После того, как окружности были нанесены, в ход вступил электролобзик и наждачная бумага. 

З-06

На все про все ушло около часа работы.

Важное замечание: одна сторона шаблона должна иметь прямой угол, чтобы к нему, в дальнейшем можно было приложить прямой участок. Это понадобится в будущем при подгонке.

Глава третья – «Трубогиб».

Теперь, когда шаблон был изготовлен, необходимо было рельс, то бишь профильную трубу 25х50 мм, как-то согнуть. А для этого надо изготовить трубогиб.

Наиболее популярным является конструкция трубогиба состоящая из трех роликов, через которыхе проходит загибаемая заготовка. Все хорошо, но… во-первых, далеко не все трубогибы могут согнуть вышеназванную трубу, а, во-вторых, для его изготовления нужны валы, ролики, прижимные устройства…

З-07

Возможно, что в будущем я  такой агрегат себе и сварганю, но в тот момент финансово-временной фактор был не на моей стороне. Нужна была простая конструкция для изготовления «на коленке».

Быстрый поиск по интернету ни чего не дал. В интернете вообще полезного с гулькин клюв.  Поэтому взгляд был направлен на дачную техническую библиотеку. И в одной из книг автор рассказывал, как с помощью самодельного деревянного трубогиба сгибать чуть ли не рельсы)))

Я решил попробовать. Благо деревянный материал всегда под ругой и обработать его можно практически одним топором.   

И так, конструкция состоит из трех досок – две на ограничение, одна с радиусом значительно меньше сгибаемого размера. Расстояние между досками соответствует ширине сгибаемого профиля. В моем случае это 50 мм. Следовательно средняя доска то же 50 мм. Для фиксации одного края проф трубы сделан стопор. А для того, чтобы работать одному к конструкции с помощью двух сороковок и бетонного поребрика приделан противовес.

Далее фотографии иллюстрирующие вышесказанное.

З-08

З-09

З-10

З-11

З-12

Процесс работы прост – вставляем трубу, плавно тянем вниз, переставляем, опять тянем, вынимаем и проверяем по шаблону. Если мало – процесс повторяем, если много – переворачиваем трубу и аккуратно распрямляем участок.

З-13

З-15

З-14

На один трехметровый рельс уходит около 15-ти минут работы. Гнуть не так уж и тяжело. Главное, чтобы хватило вашего веса)))

Результат работы на фото

З-16

А после переходим к сборке изделия в рельсовое звено. Об этом завтра, в это же время.

13 комментариев к “Изготовление и эксплуатация кривых участков пути. Ч1.”

    • Я первый раз сделал закругление равное радиусу изгиба — и дело не пошло. А потом сделал радиус гораздо круче и работа закипела))) Просто у трубы есть «память» — сгибаешь, вынимаешь, а она чутка назад выпрямляется.
      И уж коли я 25х50 гнул, то все, что меньше ещё проще пойдет. Главное, чтобы внутренняя доска была в размер профиля.

      Ответить
  1. Извините, в статье неточность: написано доска радиусом гораздо большим чем выгибаемый. И не поребрик, а бордюр )))))

    Ответить
      • Даже депутат в Санкт-Петербурге знает как правильно произносится отчество московского мэра)))

        Ответить
        • Даже во владивостоке оно бордюр. И в калининграде. И в сочи. Везде. Только американцы вместо ананас говорят пайнэпл и меряют все в баррелях)))

          Ответить
          • А некоторые колею своих дорог дюймами меряют)))

            И боже тебя упаси среди моделистов сказать, что у тебя дачная железная дорога — только гарден, только дюйм, только англиканский стандарт. Говорю по опыту, прецеденты были)))

            Ответить
          • До меня только сейчас дошло, что водонапорный бак у меня на даче 2 барреля))) На этикетке было 320л, но мы то понимаем, что просто округлили для метрических единиц)))

            Ответить
  2. Несколько вечеров раздумывал над этой темой и рылся в сети. Минимальный радиус кривой на трамвайных путях — 20 метров. Колёсная база двухосного трамвая в большинстве случаев 3000мм, но есть и больше, например 3400мм http://transport-games.ru/uploads/post-1748-0-22321700-1328209285.jpg Получается допустимо R=Lx6 при локомотивной тяге. Да и не всегда трамвай в кривой 5км/ч плетётся. Стрелки только всегда медленно проходят. Даже по шерсти. Конечно, чем плавнее радиус, тем легче он проходится, но на наших землевладениях особо не развернёшься.

    Ответить

Добавить комментарий для Александр Степанов Отменить ответ