КМЖД 0.01 Зимняя жизнь.

Дачная Кратовская Микроколейная железная дорога (колея 320 мм), Московская обл, Раменский р-н. Автор проекта – Глеб Несютин.

 

Здравствуйте, дорогие строители дачных железных дорог и просто интересующиеся! Сегодня будет маленький пост о жизни моей железной дороги.

Напомню, живу в Кратово в Московской области, делаю с отцом железную дорогу под названием КМЖД (Кратовская Микроколейная Железная Дорога). Пока открыли 6 метров пути, весной проложим еще несколько рельсовых звеньев, а пока у нас холод и снег, поэтому железная дорога остается до весны как есть. Сперва расскажу про повседневную жизнь дороги. Вот так несколько дней назад она выглядела:

Шел снег, и мне было интересно —  как вагон будет кататься при снегопаде. Я вытащил его из сарая и попробовал покататься. Сначала вагон трясся и непрерывно “спотыкался”, потому что все рельсы покрылись 3-х сантиметровым льдом. Взял топор, аккуратно, чтобы не испортить краску, я за пятнадцать минут управился со льдом, и начал кататься. Сперва все шло хорошо, но после двух рейсов колеса начали скользить, одно не крутилось вообще, а просто скользило. Всему виною усилившийся снегопад — на рельсы падал снег и прилипал к колесам. В итоге вагон ездил, только когда я хорошенько чистил все колеса, а делать это приходилось часто. Вот несколько фото:

Вагон совершил первый рейс:

Слипшийся снег на рельсах:

В конце операции на колесах практически не осталось снега:

Вагон готовится заезжать в сарай:

Через несколько дней все рельсы очень сильно завалило, поэтому вагон больше не выезжал)

Ну и «на сладкое» хочу поделится опытом о моторизации поезда. Этот опыт мы поставили еще в начале осени. Мы хотели проверить, можно ли моторизовать вагон (не обязательно этот) с помощью шуруповерта. Опыт был вот таким:

Как видите, мы просто взяли шуруповерт, прикрепили к нему колесо и, прижимая его к земле, катались на вагоне. Вышло очень плохо. Да, вагон ездил, но скорость была просто черепашьей: меньше 3 километров в час! К тому же вагон доезжал только до середины и останавливался из-за небольшого уклона.

Из всего этого мы поняли, что если и моторизовать вагон таким способом, то только через цепь, крепящуюся к звездочкам на оси и на шуруповерте. Если же попробовать сделать это без цепи и звездочек, то, скорее всего, вагон просто не поедет. В итоге, этот вагон моторизовать точно не получится, т. к. он без осей, и если делать что-то моторное, то только на следующем вагоне.

47 комментариев к “КМЖД 0.01 Зимняя жизнь.”

  1. Насчёт льда на рельсах: самый лучший метод очистки, это когда пройдет тяжеловесный грузовой!)) Лучше несколько раз. После этого может не беспокоиться ))

    Ответить
      • да, но вагон пока что слишком легкий чтобы дробить лед. На счет снегоотбойника, не думаете ли вы что краска будет с рельс сильно обдираться?

        Ответить
          • Если немного прозевать, то реборда будет идти по льду, снег падает постоянно и его достаточно чтоб он превратился в лед. Этой весной сам с таким столкнулся когда привез очередное барахло и оказалось что внутри путное пространство полностью заполнено льдом. 200ю платформу оставил возле скважины, через неделю приехал в новь и путь был чистым, но было ощущение что что то не так. И оказалось из-за того что для перевозки вещей вагон не понадобился он стоял не закрепленный, а когда лед во внутри путном пространстве растаял, тогда еще ветер помню был, и 200я платформа ушла аж до литейного цеха а это около 30 метров. так что метлой переодически проходить и все хорошо

            Ответить
          • Ну, кстати я для уборки основного снега использую пластиковую лопату для отгребания снега, из-за этого рельсы меньше царапаются. А так сейчас снег у нас очень сильно тает, на рельсах его уж почти нет… Надеюсь, завтра удасться мне покататься на вагоне по 6-метровым рельсам)

            Ответить
  2. А если сделать привод не на колпару, а на колесо?
    Как раз сейчас задумываюсь о таком варианте, так как у меня тоже нет колпар, колёса в тележках никак не связаны.
    Гипотетически можно сделать два привода на два колеса и синхронизировать их. А при прохождении кривых десинхронизировать, чтобы прокрутов не было.

    Ответить
    • скорее всего будет проскальзывать ввиду малого удельного веса на одно колесо, особенно если жёсткая конструкция рамы тележки. Жёсткие тележки вообще попеременно опираются на три колеса из четырёх при движении и не угадаешь на какие именно, так что привод надо делать минимум на обе стороны. Берём два шуруповёрта и вперёд.

      Ответить
    • Когда появилась на блоге первая «Железная дорога» на роликах и колёсиках многие радостно стали её копировать. Классное решение,на «Кривой козе» проблему колёс с ребордой обойти. Время идёт, а локомотивов что то там нет. Была попытка конечно на 220вольт с электродрелью и я человеку желаю успеха в завершении его проекта. Сейчас меня конечно, закидают помидорами и табуретками строители роликовых дорог, обречённые на пешеходный привод. Но это правда.

      Ответить
      • Ой а то у нас на колпарах локомотивов полно.
        На самом деле спасибо за поддержку, от проекта локомотива я не отказываюсь, когда-нибудь он обязательно будет построен. Но уже с поправками на новые знания в электрике и электронике, без этого никуда.

        Ответить
      • По сути ни что не мешает в безребордной технологии вешать такой же привод как и на колпарах. Но «кривой козой» мешающей приводу можно обойти не только проблему реборд, но и основную проблему — повороты при отсутствии конических колёс. Эта проблема похлеще реборды, вынуждающая разбивать колёсную пару на два независимых колеса — и именно это основное препятствие для простого однодвигательного подключения. На КМЖД, хоть реборды и есть, а колёса независимые. Если Глебу удастся найти способ изготовления колёсных пар, то кривая коза и не понадобится и дорога сама по себе приведётся к каноническому виду.
        Если же изготовление колёсных пар станет камнем преткновения, то добро пожаловать на сторону зла.

        Ещё в защиту роликов должен сказать что это не они являются причиной дефицита места для установки двигателя а желание строить двухтележечный ПС. И ролики тут совсем ни при чём. В классической ребордной колпарной тележке размером 40х30см то же не просто разместить двигатель, даже один. Другой вопрос что в последние годы значительно растёт выбор силовых установок и контроллеров. Возможно скоро мы получим компактные доступные решения с алиэкспресса, которые будут успешно интегрироваться и в классические и в безребордные тележки. глядишь к тому времени многие дороги дорастут технически и морально до постройки локомотивов.

        вот!

        Ответить
        • Доброе время суток.

          Насчёт выбора привода…

          БЛИН!!!! В последнее время поразвелось мотор-колёс разных на все случаи жизни, от здоровенных на мотоцикл до самокаточных крохотного размера (тем не менее, способных тащить на себе взрослого человека). Причём продаются они и отдельно, как запчасти, и к ним куча всего, от батареек до систем управления. Для крошечных самокатных колёс есть даже дисковые тормоза, правда диски безумно дорогие, дороже велосипедных в разы…

          Да, есть проблема согласовать работу двух колёс в «колпаре», но, надеюсь, это решаемо.

          Короче, можно вместо роликов в эту самую роликовую тележку мотор-колёса от самоката поставить — и вперёд…

          Успехов.

          С уважением, Денис.

          Ответить
          • Самокатные колёса — это, конечно, хорошо, но есть серьёзные сомнения, смогут ли эти колёса везти не только локомотив, но и гружёный вагон, а это полтонны.

            Ответить
            • Доброе время суток.

              Одного самокатного колёсика хватает, чтобы тащить на себе по среднезагаженному асфальту взрослого человека, а это обычно 60-120 килограммов. Если взять таких колёс несколько, то можно соорудить даже не локомотив, а моторный вагон с полным приводом…

              С уважением, Денис.

              Ответить
        • Доброе время суток.

          —————
          Возможно скоро мы получим компактные доступные решения с алиэкспресса, которые будут успешно интегрироваться и в классические и в безребордные тележки. глядишь к тому времени многие дороги дорастут технически и морально до постройки локомотивов.
          —————
          Не знаю… Я бы больше мечтал о велодрезине, точнее, о локомотиве с педальным приводом — по мне, это самое оно для релакса по выходным… Сел, и круги себе наворачиваешь, детей катаешь (если они есть)…

          С уважением, Денис.

          Ответить
          • Да, я кстати задумывался над велодрезиной. У нас в сарае лежит старый маленький велосипед, может можно из него что-нибудь собрать рельсовое…

            Ответить
    • Доброе время суток.

      В своё время наслушался я трамвайного визга в кривых малого радиуса — и попалась мне в руки заметка про новую конструкцию тележки для пассажирского вагона с неподвижной осью. И показалось мне, что для трамвая это самое оно — неподвижную ось можно сделать кривой (чтобы уменьшить высоту пола) и коробчатой, словно обыкновенный портальный автомобильный мост с дифференциалом и ступичными редукторами. Кстати, с учётом малых радиусов дифференциал был бы на трамвае полезным для уменьшения взаимного истирания рельсов и колёс.

      К чему это я? На дачной микроколейке, тем более с колёсами из роликов, с кривыми малого радиуса, было бы в тему использовать одномоторный привод на одну-две-четыре оси с дифференциалами. С учётом зимы и прочих затруднений один-два дифференциала можно сделать блокируемыми из кабины. Да, механизм получится сложным и тяжёлым, но зато никакой электронной заумности (по взаимному согласованию двигателей), всё просто и понятно.

      Насчёт тормозов — по мне, лёгкие, простые и надёжные, с доступными расходниками — дисковые механические (с тросиками). Но вот с согласованием работы двух и более тормозных механизмов возможны затруднения (словил недавно при сборке велоприцепа — при попытке согласовать работу двух тормозов с тросиками разной длины выяснилось, что блок и «качалка» нифига не работают), тут у «гидры» есть шанс себя показать…

      Короче, успехов…

      С уважением, Денис.

      Ответить
      • никакой электронной дичи, самый простой электродиф это два мотора последовательно, да и просто индивидуальный электропривод будет работать, а вот механические дифференциалы нужного размера это из области фантастики.

        Ответить
        • Доброе время суток.

          Насчёт крошечных диффернциалов — видел лично в Москве, на велосипедном рынке в Сокольниках. Там есть товарищи, которые продают комплекты для превращения любого двухколёсного велосипеда в трайк, эдакие задние мосты, которые вставляются на велосипед вместо заднего колеса, дифференциал там есть. Это всё дело делается в Подмосковье малыми сериями. Ищущий — пусть знает, что ОНО есть в железе…

          С уважением, Денис.

          Ответить
          • БЛИН!!!! Да из двух таких мостов (увы, заказанных индивидуально под колею) уже можно велодрезину сколхозить…

            Ответить
    • Да, я тоже об этом думал, но вагон может будет слегка разворачивать из-за маленького дисбаланса в кручении, и это не очень хорошо для колес и рельс.

      Ответить
    • здравствуйте, мне кажется что тогда нужно распределять равномерно привод на все четыре, потому что если делать на одном то вагон будет заносить в сторону и он будет заклинивать. Повороты с таким вариантом тоже не пройти.

      Ответить
  3. «Но «кривой козой» мешающей приводу можно обойти не только проблему реборд, но и основную проблему — повороты при отсутствии конических колёс.»

    Я бы использовал более грубый термин, но заменю его альтернативой «из спичек и желудей».
    Не надо называть «отсутствием» нежелание (или финансовую несостоятельность) их приобретать. При обилии фирм-посредников заказать из Китая можно хоть всю железную дорогу под ключ, а не только колёсные пары и готовые буксовые узлы любого диаметра и конструкции. Да и отечественный производитель имеется — что доказывает опыт хотя бы Глеба. Следовательно — всё реально.

    А тыкать Александру «малым числом локомотивов» по меньшей мере глупо — больше него локомотивов построил только господин Андреев, причем под заказ и весьма высокого качества. А по конструкции тягового привода и развиваемому усилию его трамваи и подавно «впереди планеты всей». У меня глаза на лоб полезли, когда я смотрел ролик ходовых испытаний в Саблино (отсюда демократично выпиленный согласно новому курсу) — не ожидал такой мощи от этой блохи на крошечных колесиках, которые и из под ходовой то еле видать.

    Ответить
  4. Как вариант для «без ребордных» жд можно использовать вариант описанный в статье «необычный привод» или использовать катки большего диаметра или как вариант опыт из детских аттракционов.
    а строительство моторизированных средств передвижения для дачжелдора на мой взгляд упирается в длину уложенного полотна и массе перевозимых грузов(глупо строить локомотив на 30 — 40 метров уложенного полотна)

    Ответить
    • Там, где проедут ролики — проедет и резиновое колесо. Поэтому моторизировать «безребордный» подвижной состав еще, пожалуй, и проще:

      1. Ролики оставляем аналогично вагонам
      2. Вместо опорных роликов используем аналогичные, но с резиновой ошиновкой вместо полиамида или пластиковых бандажей. Они существуют и вполне доступны для приобретения.
      3. Самый крайний вариант — катки для вилочного погрузчика или грузовой тачки. Чем шире опорные катки — тем лучше. В кривых не будут сходить с рельсов. Поэтому предпочесть стоит совершенно цилиндрические, но пошире и желательно, с развитым протектором.

      Следующим — логичным — шагом будет отказаться от рельсов как таковых, перейти на деревянный или бетонный настил с центральным направляющим рельсом — и вместо «дачной железной дороги» получить дачный трамваёбус (spurbus или автобус с направляющим рельсом). Не благодарите! =) Благо, прототип давно изобретен Ейским заводом аттракционов и успешно 20 лет выпускался под наименованием «Светофор».

      Ответить
      • Доброе время суток.

        Переход от рельсов к дороге с направляющей канавкой — получим игрушечный транслор со всеми его болячками — всё же одна маленькая канавка посреди дорожке быстрее забьётся грязью до непролазного состояния, чем промежуток между рельсами. Тогда уж лучше поиграть в «шпурбус» с дорожками калиброваной ширины с гладкими прочными точными направляющими бордюрами, их хоть зимой чистить проще…

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Ну я пошутил насчет трамваёбуса — но если вам интересно, пожалуйста, чтобы не возиться с засорами направляющей канавки, достаточно в центре пандуса сделать одиночный направляющий рельс из квадратной трубы. Мы ведь не на шоссе — там направляющий рельс топят для того, чтобы не мешал машинам. В нашем случае, правда, будет мешать тачкам или вечерним прогулкам по участку.

          В данном случае:

          — полностью снимается проблема с грузоподъемностью трубы (вес мы перенесли на пандус)
          — стрелки не имеют остряков и крестовин — по сути, это подвижный ус на два направления с зазором, достаточным для прохода роликов.

          Но это уже никакая не железная дорога, вокруг которой и вертится наша тема. Да и никаких преимуществ подобная «гать» перед железной дорогой не имеет. С таким же успехом можно не выпендриваясь возить по тропинкам обыкновенные тачки, в крайнем случае привлекая мини-трактор.

          Ответить
    • ну я задумывался на счет такого привода, однако все же на лакированных шпалах может скользить, и щебенку тоже во все стороны разбросает.

      Ответить
      • Глеб, моторизовать вашу тележку сильно тяжелее потому, что у нее неподвижные оси… Любое решение с независимыми «движителями» будет отрывать колеса с ребордами от рельсов — иначе не обеспечить достаточный сцепной вес.

        Поэтому нужно думать в сторону — как передать вращение на эти колеса. Как вариант — с изнанки в них можно насверлить по окружности отверстий и закрепить на болты подходящего диаметра велосипедную, мотоциклетную или любую подобную звёздочку. У велосипедной звезды большое ступичное отверстие через которое можно пропустить неподвижную ось колеса.

        Затем вам нужно передать на эти звездочки (а у вас их будет две — так как ось неподвижная) врашение. Думаю, тут уже сообразите — варианты от упоминавшихся шуруповёртов до велосипедного подвесного электродвигателя.

        Ответить
        • да, так тоже можно, но скорее всего мы просто сделаем другой вагон с обычными колпарами, а этот оставим как тележку. Все-таки наверное так проще будет, так как этот вагон еще и очень маленький, локомотив из него никак не получится…

          Ответить
          • Главное, китайский шлёпанец не забудьте.

            В нем вся ятицкая сила. Без него не поедет.

            Ответить
      • Доброе время суток.

        Было, уже было, причём на этом сайте, где-то в «копилке» — в тележке с роликами обычное ведущее обрезиненное колесо можно поставить взамен ролика, в «классической» системе с ребордами экипаж вынужденно станет трёхосным — две оси с ребордами не дают сойти ведущей средней оси, на пневматических покрышках. Кстати, конструкция вполне себе используется на автомобилях с комбинированным ходом при совпадении ширины колеи рельсовой с автомобильной — автомобиль опирается на рельсы своими колёсами, а выдвижные ролики помогают ему на этих самых рельсах удерживаться.

        Понимаю, выглядеть конструкция будет очень дико, практически как древний паровоз двухметровой колеи с одной ведущей осью, зато ЭТО просто, понятно, быстро…

        Резиновые колёса — как велосипедные, так и что поэкзотичнее, вплоть до мотор-колёс от самокатов.

        Успехов.

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Слишком крупные мотор-колёса вырисовываются. А самокатное слишком узкое, чтобы в трехосном экипаже держать колею в кривой и не провалиться.

          Учитывая размеры подвижного состава этой микроколейки, вместо «экзотики» здесь лучше всего подойдут два обрезиненных валика от прокатной машины или шкивы от старого ленточного транспортёра — один на левый рельс, второй на правый.

          Подсказка: два (иногда и больше) таких валика можно за символическую цену выдрать из старого принтера или МФУ «офисного» размера и производительности — они там стоят в системе подачи бумаги из нижнего лотка в рабочий модуль. В домашних моделях обычно система попроще для экономии веса.

          Ответить
          • Доброе время суток.

            Насчёт малой ширины покрышки мотор-колеса… Как минимум, можно найти покрышку пошире, для диаметра 16″ (вроде на такой диаметр есть цельные мотор-колёса вообще без спиц, литые) покрышка шириной 2″ вполне себе есть. И я забыл уже, на какой у нас диаметр «дутики» от детских велосипедов «Бабочка»…

            А если охота сделать пневматический приводной валик пошире… Покупаются в какой-нибудь фирме фланцевые колёса для складских тележек (покрышка + обод с фланцем, ну как диск от легкового автомобиля), ступицы на выбор, делать самому, заказывать или искать готовые (например, от мотоблока, но тут уже диаметр — «ОЙ», зато можно взять сразу колёса в сборе вместе с осью), дальше грустный выбор — ставить дифференциал или обойтись без него…

            С уважением, Денис.

            Ответить
            • купите бэушный гироскутер, будет вам привод, даже можно как есть его применить, а если чуть подточить моторколёса, то и реборды будут.

              Ответить

Добавить комментарий для Глеб Несютин Отменить ответ