УЖД Калашниковых 1.02 Зима 2016-2017

 Привет энтузиасты дачных железных дорог и им сочувствующие!

Зима идет, а работа не останавливается! И это радует — ведь как правило жизнь на даче зимой затихает. Но только не у дачжелдорстроителей. И пример этому зимние работы на  дачной железной дороге Алексея Калашникова или КЖД.

Слово автору:

Зима на землю Московскую спустилась раньше времени на месяц. Спустилась обильными снегопадами, да так и осталась. Не припомню такого, чтобы первого ноября выпал первый снег и сразу лёг на всю оставшуюся зиму.

Так и начался зимний сезон на УЖД Калашниковых (далее КЖД). А работы меж тем прибавилось. То зимние колёса для автомобиля из сарая привезти, то старую стиральную машину. А тут ещё случилось стихийное бедствие — ледяной дождь, заживо поваливший в лесу множество деревьев. Настала пора дровозаготовок, пока снег не глубокий и по лесу ещё можно ездить. Но одно дело затащить машиной на тросе дерево на парковку, и совсем другое —  увезти стволы в дальний конец участка на переработку. Тут-то железная дорога как раз и пригодилась.

Признаться честно, техническая база в конце участка оказалась не готова к приёму такого кол-ва древесины, так что пришлось всё просто свалить в одну большую кучу в надежде распилить это всё до того как сойдёт снег.

Вид на будущее депо:

А меж тем каждую неделю снег всё подсыпало, а берёзовые стволы всё прибывали. Немалое внимание пришлось уделить расчистке снега. Оказывается колею 250мм очень удобно вычищать обычной совковой лопатой — как раз по ширине вписывается.

Всё что нападало по морозцу — легко таранится вагоном, правда в полые конструкции набивается снег.  (Надо будет придумать небольшие снегоотбойники.)

Со стрелкой сложнее, её я заблокировал по положению основного хода и вычищал только поверхностно. Направо состав проходил нормально, прорубая оставшийся в промежутках снег роликами. Забегая вперёд, скажу, что к середине зимы ролики забились снегом и задубели, что немного затруднило ход вагонов.

Входим в поворот, сугробу придётся подвинуться.

А обратно ходил состав с уже распиленными и нарубленными дровами. Тут я, конечно, пожалел, что не успел достроить ветку в сторону дома, это бы облегчило задачу.

Тем временем снег всё падал, и наступили Новогодние праздники. Дети то же катались. Вообще получилось так, что ЖД стала чуть ли не самой хорошо очищенной тропинкой среди полуметровых сугробов.

К концу новогодних праздников температура за бортом начала сильно падать. А я ведь только приступил к распилке металлопроката под новые тележки. Так вышло, что когда я приступил к сварочным работам, было уже -25. Так быстро аккуратно и точно я ещё никогда не варил. Буквально за полчаса была сварена и зачищена очередная рама и потрачено всего 3 электрода. Вот что холод волшебное делает. Правда, когда к вечеру столбик термометра упал ниже 30 градусов и у нас замёрзла вода, пришлось покинуть этот уголок природы и забрать все наработки домой в квартиру.

Итак, вот что я хотел получить:

В процессе подбора комплектующих конструкция была немного изменена и упрощена. Настал момент сборки и покраски.

И вот, новенькая тележка модификации АКТУ04-100 уже стоит на стапеле готовая отправиться на дачу.

Я с нетерпением ждал ходовых испытаний, так как хотелось удостовериться на практике в реальной грузоподъёмности данного агрегата. И вот, через две недели появилась возможность установить новую тележку на вагон. (опять задумался о подъёмном кране в депо)

Итак, входим на скорости в поворот — супер! Это был поворот?? — я не заметил! давайте ещё раз.

И…. бабах!! — тележка вылетает из колеи. Что же это было? ответ оказался прост. Корпус вагона поворачивается относительно тележки более чем на 45 градусов и при данной конструкции вышло так, что упорные полозья вагона соскользнули с упора тележки и зацепились за него при возврате в исходное положение. Надо будет доработать конструкцию полозьев, расширить упорные пятна контакта.

Ничего не поделаешь, разгрузил вагон. Приподнял, поправил. Загрузил снова. По прямой едет хорошо, даже не гремит особо. Да и чего ему греметь, когда он набит доверху сырыми тяжёлыми обледеневшими дровами.

По стрелке новая конструкция с нагрузкой ходит замечательно, правда на большой скорости не тестировал из-за близости автомобиля. Поставил пометку, что надо будет изменить форму контррельса под новую систему. Зазор можно поставить поменьше. И мертвые зоны на крестовине можно будет урезать вдвое, что не может не радовать.

Вот новое и старое поколение после откатки:

Все основные на эту зиму грузы перевезены. Испытания закончились. Проблемы зафиксированы. Выводы сделаны.

На этой торжественной ноте я снял все тележки с подвижного состава и забрал с собой в город на модернизацию и техобслуживание.

Вот кстати деталировка колёс новой системы:

Самые первые тележки конструкции АКТУ02-75 маленькие да удаленькие. Коррозия взяла их не сильно. Будут срезаны старые роликовые упоры и установлены новые другие в других местах. Подумаю насчёт установки дополнительных ограничителей колёс, чтобы не выворачивались на поворотах. После модернизации я верну эти тележки обратно на вагон-платформу.

Вторые две тележки АКТУ03-100 переделать проще. Упоры с роликами там на болтах и легко снимаются. Будут установлены новые ролики в других местах. Дефектные колёса всё-таки заменю на новые. Далее эти тележки пойдут для вагон-мангала, так как максимальный вес у него заведомо будет не значительный.

Ну а новенькие тележки АКТУ04-100 будут доработаны и установлены на грузовой полувагон.

Сейчас всё полностью разобрано и все без исключений рамы проходят процедуру покраски внутренних скрытых поверхностей. Для этого использую аэрозольную алкидную краску, способную проникать в самые труднодоступные уголки профильной трубы. Так же все без исключения рамы будут зачищены, прогрунтованы местами и заново покрашены.

Если успею то установлю снегоотбойные щиты.

Всем спасибо за внимание! Желаю в новом году успешной модернизации подвижного состава!

С уважением, Алексей Калашников.

38 комментариев к “УЖД Калашниковых 1.02 Зима 2016-2017”

  1. Вот посмотрел я на поворот… весьма круто, хочу сказать))) А коков радиус его и если можно ещё вопрос по расстоянию жесткой базы тележки — какое оно? На взгляд сантиметров 20-ть.

    Ответить
      • Михаил, Сергей, да кабы я сам знал какой там радиус. На вскидку около полутора метров радиус внутреннего рельса получается. Вообще если честно в планах на следующий сезон замена этого участка на более закруглённый, а этот уголок задвинуть куда-нибудь на менее оживлённый участок или вообще распополамить и использовать для локальных поворотов в районе стройки. А то уж больно не удобно толкать вагон когда тележки встают под 90 градусов друг к другу — получается вхолостую вектор силы прикладываю, на сброс.

        Ответить
        • Алексей! Забыл ещё вот что спросить: у вас в дальнейшем будет только 4ех-осный подвижной состав? Двухосные экипажи непланируются?

          Ответить
            • Понятно. Ну что ж, это довольно редко, когда на дачной дороге только 4ех осный пс.

              Ответить
              • Естественно. Если колпары с ребордой ставить то так никаких средств не напасешься на восьмиколесные вагоны.. я искренне искал и нескольким заводам всю плешь проел. Но нет — колеса золотые.

                Ответить
                  • Мне тоже любопытно. Так как данные колеса есть не только на заводах, но и в розничной продаже.

                    Кстати, тележечные колеса, которые вы использовали в тележке, должны разбираться на два полуската, если срезать покрышку, каждый из которых — готовое, но очень малой грузоподъемности, железнодорожное колесо. Были бы не из нержавейки, можно было бы наварить ребра жесткости с внутренней стороны, но все равно — слабоваты будут…

                    Ответить
                    • Касаемо бешеной табуретки.

                      А зачем алюминий переводить? Сварите ее из тонких труб.

                      Если для детей, можно вообще из водопроводного полипропилена сварить, мы из него на ура каркасы для кабин тренажеров гнем и собираем, и никто еще не жаловался! )))

                    • Спасибо за идею. Алюминий конструктивно проще, за-то из пропилена можно довольно крупные лёгкие конструкции собрать. надо попробовать.. Хотя если уж на то пошло то и восьмиколёсный вагон можно скрутить если он такой лёгкий получится.

                    • сколько стоит то точёное с ребордой я не знаю, а вот эти литые с красным полиуретаном стоят около 3.5$ за штуку. + 1.5$ боковые ролики + куча болтов с гайками шайбами прокладками и втулками, но всё равно это в сумме с 3мя метрами металлопроката получается не более 3000р (50$).

                      И кстати я изучил внутреннюю поверхность этих колёс и у меня нет основания полагать что оно состоит из двух половинок. По-моему оно цельнолитое.

                  • О да, я видел это эпическое изготовление колеса. Поражён до глубины души. Но при всём уважении,.. а теперь давайте сварим 24 таких колеса! Я лично не сумею так отцентрировать всё, чтобы не было ни биения ни гуляния. Кроме болгарки дрели и сварки — никаких подручных инструментов, даже просверлить перпендикулярное отверстие без дополнительных устройств это большая проблема.

                    Ответить
                    • Я видел попытку сварганить такие колеса еще в передаче «Войны на свалке» на Дискавери, в отлично оборудованной полевой мастерской и под наблюдением эксперта. Однако на первой же стрелке реборда отлетела по сварному шву. Так что я поддерживаю — все эти эрзацы не стоят потраченного на них времени. Колеса нужно либо точить, либо отливать, либо покупать. Вариант Алексея с направляющими роликами тоже поддерживаю для промышленного транспорта, если мы не гоняемся за копийностью, а подходим к вопросу с сугубо практической стороны. Дешево и сердито. К тому же, такое самодельное колесо ну ничем не лучше постоянно «рекламируемых» мной автомобильных тормозных барабанов. Также наверняка что-то может получиться из колесных дисков от чего-то очень маленького вроде погрузчика или карта. Они недешевы, правда… Но у меня на участке есть старая жестяная тачка — так вот у нее колеса собраны из двух «железнодорожных» половинок с самыми настоящими ребордами, половинки соединены заклепками. Такие колеса имеются свободно в продаже, но мне жалко их дербанить и выбрасывать в итоге деньги на камеру. Но к счастью, на тачке то камере пришел конец и назрела необходимость покупки нового колеса. Посему летом колеса будут расклепаны с целью изучения возможности использования на железной дороге.

    • Померил, благо сохнут тут неподалёку.
      оказалось что у всех поколений тележек немного разная.
      АКТУ02-75 база 220мм
      АКТУ03-100 база 240мм
      АКТУ04-100 база 210мм

      при колее 250мм..

      Ответить
      • Значит минимум радиуса 840 мм, а самый гуд от 2 метров будет. Весьма компактно, должен сказать.

        Ответить
        • Вот примерно метра два думаю надо сделать… по внутреннему желательно. Тем более с оглядкой в будущее на электрическую тягу. Пока меня ещё не до конца разубедили в безумности этой затеи.

          Ответить
          • А надо не слушать всех, а брать и делать. Иначе в дальнейшем будет только сожаление об упущенной возможности. (это тоже из опыта)

            Ответить
  2. Маленькие тележки,наподобие путейских мадеронов — наше все! Особенно с независимыми подшипниками.

    Ответить
    • Да, к сожалению пока при наших малых радиусах не представляю себе как без независимых колёс. Многие агитирую переходить на колпары…. но не с нашими радиусами.

      Ответить
      • Колпара начинает хорошо работать от 5-6 жестких баз. У меня база 600 мм при радиусе 5.6 метра (по центру колеи).

        Независимость колес тоже имеет свой минус при поворотах. Например, внешнее колесо будет врезаться в рельс т скрести его ребордой. Проверено на практике)))

        Ответить
  3. Доброго здравия! Отличный отчёт. Меня лично, всегда вдохновляет просмотр таких интересных сюжетов о дачных ЖД. Тем более зимой. Красота. Снегу полно. Да и дети рады. Жизнь идёт!

    Ответить
    • Спасибо!
      Кстати по итогу вскрылся актуальный вопрос, над которым обычно новичок не задумывается. Коррозионная устойчивость. И речь идёт не только о рельсах, коие уже советовали изнутри промаслить, но в первую очередь о подвижном составе. Особенно очевидно это становится зимой когда всюду снег и всё вечно мокрое. Сейчас у меня на профилактике все тележки — всё изнутри будет прокрашено и пропитано. Так же все болты и прочие железяки надо прокрасить или пропитать или смазать. Вот например под руку мне попалась такая замечательная штука как Медька или попросту медный спрей. Распыляется на болты гайки и шайбы, предотвращает от ржавчины, позволяет через много лет раскрутить, да ещё и держит высокие температуры.

      Ответить
  4. Касаемо независимых колесных пар:

    Есть альтернативное решение, как избавиться от виляния колеса при износе подшипника, если использовать независимые колеса.

    1. При тележечном экипаже или жесткой двухосной раме. Использовать вилочную подвеску колес через цилиндрический (на всю толшину колесного центра) осевой подшипник или два подшипника в торцах колесного центра вместо одиночного. Как в магазинных продуктовых тележках, но без возможности поворота вилки. При объединении двумя треугольными рамами получается тележка типа «мадерон», такие используются для перевозки рельсовых плетей. Ось между левым и правым колесом при такой схеме вообще не требуется. Только короткие полуоси на боковинах тележки.

    2. Использовать линейный подшипник с фланцем, к которому привинчивать колесо болтами. В таких подшипниках (обычно они правда работают на перемещение, а не на скольжение) внутри располагается от двух до восьми рядов шариков в пластиковой износостойкой втулке. Благодаря большой длине площади опоры, такой подшипник даже при сильном износе оси не виляет. Колеса устанавливать на неподвижную ось с буртами для удержания ширины колеи, можно предусмотреть проставки из подходящего диаметра трубы для изменения ширины колеи. С внешней стороны неподвижную часть подшипника фиксировать на оси прижимным винтом или торцевой гайкой. Затем ось фиксируется в буксовом узле, которому уже без надобности подшипник.

    Оба решения характерны скорее для вагонов и вагонеток, чем для локомотивов.

    Ответить
  5. Добавлю про подрез наружного рельса и гребня наружного колеса при проходе кривых экипажем с независимыми колесными парами…

    Можно ведь добавить контррельс из уголка или тавра внутреннему рельсу. Пусть его подрезает реборда внутреннего колеса, а колею уширить в кривых так, чтобы внешний рельс не страдал. Лучше заменить контр, чем колесо или ходовой рельс — мороки меньше. Нормальная ведь практика, и не нам, микроколейщикам, бояться контррельсов.

    Ответить
    • Дмитрий, так и есть. У всех вагонов на конце такая штука. Только вот беда — в поворот оно не вписывается. Заг-зуг на стрелке проходит нормально, а вот поворот выбрасывает за габариты если вагоны сцеплены. Да и что-то мало потребности сцеплять их пока что. Вот когда шестиметровые брусья начну возить тогда появится потребность.

      Ответить
  6. http://sekret-mastera.ru/dacha/tachka-sadovaya-remont-kolesa.html

    Страничка наглядно демонстрирует профиль поверхности катания наиболее распространенных разборных тачечных колес. У меня такие же колеса, только с соединением заклепками, а не болтами. Итого — с одной убитой в ходе строительных работ тачки в перспективе получается 4 полуската, т.е. целая двухосная тележка. Вопрос о грузоподъемности остается открытым…

    Ответить
    • Такое ощущение что в той статье тонюсенький штампованный мягкий металл который едва ли выдержит даже нагрузку собственного веса тележки. Я имею ввиду осевую нагрузку в поворотах. Скорее всего колесо будет гнуться посередине в районе подшипника… посмотрим. Эксперимент покажет.

      Ответить
      • Доброго здравия! Да, толщина металла 0,5 мм всего. Как автору удалось проверить столь тонкий металл и надолго ли его хватит?

        Ответить
        • Полагаю, что плазмой.

          Чтобы профиль не убить слишком быстро, можно с вогнутой стороны наварить вокруг втулки осевого подшипника крестовину из стали, которая будет служить ребром жесткости. Но полагаю, будет держать и так. Как вариант — можно залить полость в колесе бетоном или гипсом поверх втулки, чем не вариант. Он примет нагрузку на ура. Все дешевле точеной колпары. До поры до времени.

          Ответить
  7. Доброе время суток.

    Насчёт дербана колёс от промышленных тележек — ЗАБУДЬТЕ. Использую на работе двухколёсную универсальную тележку (по виду — как для перевозки газовых баллонов) с колёсами размерности 4.10/3.50-4 (диаметр порядка 26 см, несимметричные ступицы), позже, унифицируясь с ней, купил четыре таких же колеса на самодельный двухосный велоприцеп (получилась маленькая фунционирующая копия прицепа автомобильного).

    Короче, для начала, я заказал новые ступицы — погнулись ВСЕ, и на тележке, и на прицепе, колёса стали вихляться, вслед за ступицами и полудиски (разные, в одном центрирующие проштамповки и дырка под нипель, притягиваются к ступице четырьмя болтами) стали форму менять. Позже (точнее, практически одновременно) начались «приколы» с покрышками и камерами — прохудившиеся (в том числе по каким-то внутренним соображениям) камеры вулканизатор не берёт, длительно стоящие в одном положении под нагрузкой колёса (точнее, покрышки) начинают растрескиваться, рвут и «жуют» камеры. Короче, какой-то проклятый типоразмер, при том, что колесо в сборе (со ступицей) стоит порядка 500 рублей.

    Насчёт некачественных хлипких дисков — сдаётся мне, они и на других типоразмерах такие…

    Короче, благодарю Вас за такое интенсивное творчество, желаю поменьше ошибаться.

    С уважением, Денис.

    Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ