Еще одна ОВЖД, но не та, а другая)

Отдельная Веськовская Железная дорога, колея 356мм. Автор проекта — Михаил Колесников

 

Вступление

Эта часть рассказа о том, как я докатился до второго участка и второй дачной железной дороги. Кому это неинтересно, добро пожаловать во вторую часть, где речь уже пойдет о самой железной дороге.

Ну-с, с чего начать? Есть у меня хобби такое — покупать недвижку в первой береговой. Раз в неделю поэтому прочесываю весь интересующий рынок недвижимости. И заодно для своих темных делишек искал участок со взрослым садом… И тут в июле 2020 года появился он — участок моей мечты. Бывшая генеральская дача в курортном селе в километре от ПЗУЖД, с крепким домом, с большим гаражем-мастерской, где раньше коротала ночи «Победа», с садом, да еще каким — не сад — дендросад! За участком сразу насыпь бывшей узкоколейки Переславль-Купанское (вот так дежавю))) и далее само Плещеево озеро в 200 метрах с песчаным пляжем. Влюбленный в этот сад, моментально выкупил его за просто какую-то космическую сумму и… да-да, на нем будет железная дорога.

Немного летних фотографий. Здесь аккуратно впишется железная дорога. Вход в бункер будет перенесен.

Вписаться в готовый сад — та еще задача!

Задача — максимально сохранить все деревья, кустарники…

…и грибы.

Пляж. Соседская плоскодонка закончилась. На фоне Переславль.

 

Отдельная Веськовская Железная дорога. 

Все совпадения случайны)))

Младшая сестра Переславской узкоколейки стала уже почти в два раза. Почему? Все просто. На складе лежали-пылились добытые год назад с чермета колпары с буксами в сборе колеей внезапно 356 мм. То есть кто-то использовал эту колею ранее. Хмм… Пилить эти колпары ради увеличения под 750мм было жалко. Это первый довод в пользу выбранной колеи.

Второй — значительная часть железной дороги будет совмещена с пешеходной дорожкой шириной в метр, собранной из доски 50х150 мм, и как раз две доски без излишней распиловки ложатся внутрь колеи, оставляя достаточный зазор для реборд. Схем дороги две — одна простая в линию, другая закольцована. Что будет в итоге — говорить рано. Так что пока их не выкладываю. Отдельный ад был — зарисовать каждый куст))) Железная дорога нужна для перевозки определенного типа грузов, в отличие от ПЗУЖД, которая стала грузовой на 20% и на все остальные проценты пассажирской. Колея 750 мм надежно защищает ПС от переворота и схода, ибо, благодаря достаточным габаритам ПС, люди находятся внутри колеи и вблизи колесной базы, а схема привода на колпару (без увеличения передачи посредством звезд) не позволяет разогнаться и просто надежнее некуда.

Ну и третьим доводом за эту колею выступило мое любопытство. 750 мм уже есть, а каково это — быть микроколейщиком? Вот теперь и узнаю.

 

Первая плеть. Ручная дрезина

Итак, пол-лета оформлялся участок, пол-осени я немного офигевал от того, что купил и планировал, где там что будет (а в готовом саду планировать — это не на голом участке), все было не до железнодорожных дел. Подкралась зима. И теперь или успеть собрать хотя бы небольшую экспериментальную плеть с дрезиной, или уходить под снег до весны. Выбор был очевиден. За неимением времени пришлось работать вечерами в ночь.

В первый вечер была сварена рамчатка в 3 метра, рама дрезины с челюстями для букс. Размер рамы 7х15 дм, межосное расстояние 6 дм. Такое межосное было выбрано с учетом прохождения поворотов с радиусами 6 метров и более. Меньших радиусов не планируется. Я сторонник линейных схем жд, но мало ли…

Примерка профиля длиной 15 дм.

Начало сварки рамы.

Во второй вечер над рамой дрезины из металла и горы крепежа появились штанга, ручка привода, шатун, а между колпарами — дышло. Как же так вышло?)) Доставшиеся колпары были с приваренными с внешней стороны небольшими осями, смещенными от центра на равное расстояние. Зачем — непонятно. Но, так или иначе, дрезине нужен был привод, колпары неразборные, мысль о приводе на эти внешние оси казалась вполне себе годной. Других мыслей не было, думать некогда. Решение принято. Поскольку такие дела творились на обеих колпарах, то почему бы не сделать полный привод через дышло.

В третий вечер дрезина обшивалась добываемыми из-под снегопада (я хоть что-нибудь строил в нормальную погоду?) досками дюймовки шириной 1 дм, и с торцов по доске в 1,5 дм. Ну и сварил ручку для того, чтоб было за что держаться юному начальнику Переславской железной дороги, который, несомненно, будет гонять и по Веськовской.

Обшивка.

Вся эстетика позже, дрезину срочно на испытания, пока не засыпало снегом окончательно. Сварена рамчатка 6 метров, смонтирована на ровном участке с досками, тем самым получился готовый макет совмещенной дорожки. Дрезина обкатана, проверена, утверждена, закрыта на зиму. Что хотел — получил. Дрезина с приводным узлом, смещенным вбок для удобства перевозки грузов, устойчивая. Да, ранее мне казалось, что устойчивость и колея меньше 500 мм — вещи тесно соприкасающиеся, на 750 мм об устойчивости и не думаешь — она просто есть как данность. Неожиданно, с межосным расстоянием в 6 дм и габаритами в 7,5х15,5 дм, дрезинка испытания прошла достойно.

Вот так выглядит совмещенная дорожка — Две доски внутри колеи и по две слева и справа. Высота рельса и настила 50 мм.

Что еще добавить в конце? Участок, в принципе, ровный, с совсем небольшим уклоном. Есть заросли вкуснющей жимолости, манчжурский орех, акации, сосны, туи, яблони, сливы, можжевеловые заросли, барбарис, бересклет, маслята, опята и многое множество прочей растительности, которая станет фоном для новой железной дороги. Сейчас на участке идет активное строительство. Гараж надо переоборудовать в паровозную мастерскую, чтоб работать как белый человек, а не на верандах и задворках. Касаемо строительства иных подвижных единиц — время покажет.

Да, отдельное спасибо Питерским за подсказки, пасхалка про Питер в видео о дрезине. Пасхалок на всех запасено.

8 комментариев к “Еще одна ОВЖД, но не та, а другая)”

  1. Поздравляю с приобретением участка! Очень хорошее начало большого пути. Надо строить трамвай !

    Ответить
  2. Участок просто замечательный.

    356 будет вполне достаточно, разницы со «стандартными» 381 мм — на ширину двух рельсов. Теперь дело за планированием. А там Александр правильно подсказывает — начните с аккумуляторной табуретки.

    Ответить
    • Ну вот ! Одного новичкам обозвал , а мои трамваи — табуретками . Ай-Ай , не хорошо )))

      Ответить
      • Да ну, я имел в виду именно то, что имел — сперва нужно построить маленький локомотив.

        А трамвай вроде вашего — это уже следующий этап, причем этот маленький локомотив можно при необходимости превратить в тележку трамвая, подвесив к ней кузов.

        Трамваи у вас, несомненно, классные. Не хуже китайских для туризма, только габариты меньше, сообразно выбранной колее.

        Ответить

Добавить комментарий для Владимир Назаров Отменить ответ