ДУЖД 1.1 Перевозка дров или Первая грузовая эксплуатация.

Дубочкинская Узкоколейная железная дорога (ДУЖД), ЛО, Ломоносовский р-он.

Автор проекта — Михаил Кузьмин.

Доброго декабря, господа дачные железнодорожники и люди, неравнодушные к дачной колее!

Правильнее, конечно, было бы поздравить всех с началом зимы, но события, про которых я вот уже целый месяц всё никак не могу вам рассказать (с одной стороны, плохо не сдерживать обещания, но с другой — 1 месяц «по-партизански»– это уже прогресс по сравнению с 4-мя)))), грандиозные по своей значимости события, которых могло и не быть, происходили именно в начале ноября, поэтому давайте ещё раз вспомним этот чудесный осенний месяц, а точнее 5-е его число…

Предыстория

Итак, выходной понедельник, самый конец осенних каникул; как говорится, ничто не предвещало «беды». Но накануне вечером родители вовремя вспоминают о том, что на дачу нужно бы купить земли, песка и дров для бани, т.к. пока ещё тепло, снега нет и можно успеть разложить всё на свои места. Первыми на очереди были дрова, и пока мама с папой обсуждали, какие брать и куда класть, я решил не упускать случая и предложил перевезти дрова по железной дороге, на что мне ответили, что «она там совсем не нужна» и «цепочкой» быстрее будет.

Были заказаны 5 кубометров дров, из которых примерно 1 предназначался для дома, а остальные 4 – для бани. Кстати, почти все постройки у нас и наших соседей стоят на сваях из-за морены и песчаного грунта. С одной стороны, это плохо для канализации и пола, с другой – между полом и землёй можно хранить много разных вещей, например стройматериалы, те же дрова и…. подвижной состав? Возможно, высота (1 м) позволяет… Как Вы считаете?

.И вот наступило утро понедельника, а мы уже на даче и готовимся к приёму дров. Пока родители занимались садом-огородом, я всё-таки стал готовить трассу для железной дороги, внутренне предчувствуя, что родители просто не знают, какую пользу может принести здесь железная дорога.

Пришлось немного постараться: сначала срыл бугор, оставшийся от кучи отсева

Потом раскидал полученный «балласт» по месту прохождения железной дороги

После этого задумался о пути. Первая мысль была «поскребсти по сусекам» в поиске рельс и шпал, но пригодных для этого брусков осталось всего на 2 – 3 метра, что явно было недостаточно. Бродя по участку в поисках чего-нибудь подходящего, я заметил деревянные строительные лестницы, и понял, что это именно то, что мне нужно. Они не тяжёлые, нужной длинны, собраны из того же, что и действующая лежнёвка и уже готовы к эксплуатации – только колею перешить и всё.

Для начала прикинул, как будет проходить путь. За старт был взят кусочек 0.75 метра, который был построен ещё летом вместе с кузовом-платформой

Ничего не вызвало замечаний, и осталось только переставить колею – делов на полчаса…

И тут садится шуруповёрт. После моих судорожных поисков заряженного аккумулятора выясняется, что такого нет; нам звонит водитель, который стоит уже на въезде в садоводство. В ход идёт отвёртка… И тут приезжает машина. А я успел выкрутить всего 2 шурупа… Казалось, всё пропало…

Но я вспомнил про теплицу, а точнее про рельсы, лежащие в ней. Первоначально вариант пути с их участием даже не рассматривался, но ситуация была критической, на кону стояла грузовая репутация ДУЖД, поэтому они были сняты и проложены на новом месте, впервые, кстати, под открытым небом.

Путь выровняли, и хотя в большинстве своём площадка была ровной, в конце «насыпи», рядом с будущей поленницей, пришлось соорудить «узкоколейный мост» над ямой

С другого конца, у кучи дров я сделал поворот из короткого кусочка с углом в 15 градусов. Помня опыт Дяди Миши решил «помочь природе» и подпилил внутренний рельс. Соединил доской прямую с поворотом.

Достали вагонетку, поставили, покатали. Ход обычный, но в повороте клинит достаточно сильно. Оставили как есть и наконец-то начали работу.

Первая загрузка: Объём = 2 тачки, вес ~200 кг. Поворот – удовлетворительно, остальное хорошо. Никаких провисов под путём не было.

После разгрузки решил убрать тормоз, а заодно и про вагонетку рассказать.

Честно говоря, я не вижу в ней ничего архисложного. Конструкция самая простая: два продольных снизу и три поперечных бруса 50х50 сверху. Жёсткая база 500 мм, ДхШхВ(от УРГ) = 800х600х250 мм. Подшипниковый узел крепится болтами прямо к дереву. Тормоз ручной с «автовозвратом» в «отпуск» (резинка канцелярская). Материал платформы – так называемый ОСП. Время сборки из готовых комплектующих – 1 час. Вроде бы и всё. Есть ещё вопросы – пожалуйста, задавайте, отвечу.

После обеда

После первой перевозки увеличили площадь в 2 раза, и результаты стали поистине ошеломляющими: в 1 вагон вмещалось больше 6 тачек дров! Стали возить полными вагонами и грузить от души, родители всё боялись, что вагон не выдержит.  На 4 — 5 загрузке высота дров была мне по плечо, то есть где-то 1,4 метра! Но он выдержал, да ещё как!

Дрова укладывались в 3 ряда под баню; это делал я, а родители загружали и возили вагон. Постепенно стало темнеть, и нам пришлось ускориться. Да и в школу надо было на следующий день идти… В общем, к 11 часам работа была закончена и все дровишки аккуратно были уложены в поленницу.

После этого мы с отцом убрали вагон в дом; пути же остались на улице. Очень хотелось посмотреть, что с ними сделает дождь.

Время близилось к полуночи, и, взглянув ещё разок на Дорогу, мы отправились в город.

Итоги

На следующий день по первой грузовой эксплуатации ДУЖД были сделаны выводы и вычислены некоторые цифры. Вот они:

1. Длина пути составила 6,4 метра

2. Нагрузка на ось: 230 – 260 кг

3. Вместимость вагона (после «модернизации»): Объём = 0.5 куба, Вес груза – около 400 кг.

А теперь выводы. Первое – нужно стараться не повторять на практике уже пройденные другими ошибки. Это про поворот; угол был огромным, с другой стороны, выпил внутреннего рельса достаточно сильно помог положению.

Во-вторых, мне очень не хватает стальных прямых и поворотов; кроме того, необходимо увеличить погонаж лежнёвки и покрасить её. Поворот с крутым углом можно собрать не из вставок, как Михаил, а из коротеньких участков на одну шпалу. Сделать их и дополнительные звенья из лестниц.

В-третьих, нужно надеяться только на себя и брать проверенные и заряженные инструменты с собой. А то…

Ну и, конечно, главное – лучше один раз показать, а лучше дать потрогать, а ещё лучше – вместе поработать и получить результат, чем постоянно жужжать над ухом и рассказывать, что дачная железная дорога – это здорово. Родители целых 2 часа возили 12 тачек с дровами в дом, а по железной дороге за чистое время работы в 4 часа мы перевезли 48 таких тачек, т.е. в 4 раза больше. Получается, железная дорога в 4 раза эффективнее!…

Значение этой первой грузовой эксплуатации очень велико. Своей фактической пользой она доказала, что ДУЖД помимо катания ящиков может заниматься и нормальной грузовой работой. Но главное – мои родители ещё раз убедились в том, что Дорога – это не игрушка, а полезный, нужный и удобный инструмент. Мама сказала, что работать было сложно, но ИНТЕРЕСНО, и поэтому ЛЕГКО – в этом и есть суть использования дачных железных дорог.

Жаль, что за этот год я не успел собрать ни звена из железа, но зато почти всё уже к этому готово. Очень жалко, что период «лесовозной ужд» так быстро закончился и повторится ещё очень и очень не скоро. Но с другой стороны, можно чаще париться в бане, а с третьей стороны…. У нас ещё есть песок и земля! Так что будем надеяться на лучшее, и дай Бог, следующей весной ДУЖД сменит роль на «карьерную» и «торфовозную» узкоколейку))))

С уважением, Михаил К.

 

 

 

 

 

 

12 комментариев к “ДУЖД 1.1 Перевозка дров или Первая грузовая эксплуатация.”

  1. Да, история повторяется))) Видимо Осьми Вершковый формат колеи просто создан для рабочих грузоперевозок и это радует.

    Мишаня — поздравляю с открытием грузоперевозок, это большой шаг вперёд! И хорошо, что родители приняли в ней непосредственное участие и смогли оценить помощь железной дороги (пусть и лежнёвой, на данный момент) в дачном хозяйстве. Думаю, что в дальнейшем это весьма тебе поможет — поддержка семьи в нашем деле бесценна, это уж я по себе знаю)))

    Ждём весенних перевозок песка и торфа)))

    Ответить
  2. Прибавте и мои поздравления автору проекта! С почином. Так держать! Попутно несколько вопросов: 1 что за дрова, сорт древесины? (Удивил вес) 2. Нет ли видео, посмотреть как идет движение? 3 Каковы планы у автора, на зиму? Будут ли еще какие либо перевозки?

    Ответить
    • Спасибо всем за поздравления!!!

      Отвечаю на вопросы:
      1. Дрова берёзовые природной влажности (точнее, они были сухими, но потом их немного подмочил дождик)) Вес поначалу тоже удивил))) Но если брать плотность сырой берёзы за 790 кг/м3, то вес 0,5 м3 дров в вагоне действительно равен ~400 кг.
      2. Видео есть, но я не знаю как его показать (своего видеоканала у меня нет). Кроме того, оно короткое (1 минута), но там как раз про прохождение пути пустой и гружёной вагонеткой.
      3. Планы автора на зиму — учиться, учиться и ещё раз учиться)))) Потому как чтобы строить железную дорогу нужно очень хорошо знать физику, алгебру, геометрию, химию… А в школе у меня дела не очень))

      Перевозки, если они и будут, начнутся только весной, после того как сойдёт снег. На въезде у нас лежат 10 кубов песка и земли, которые нужно отвезти примерно туда же, куда и дрова. Но у меня пока ещё нет ни кривых, ни стальных путей, ни кузова для сыпучих грузов… У меня даже нет необходимого количества лежнёвки! И я просто физически не смогу всё это сделать до весны… Так что никаких весенних перевозок может и не быть…..

      Ответить
      • Добрый день! Главное желание! А творческие победы придут. И за зиму можно много чего успеть сделать и подготовится к весне. Какие бы сложные задачи не стояли, решение всегда можно найти. Успехов!

        Ответить
      • Михаил, вижу, что колёса пошли в серьёзное дело! Предлагаю передать их в фонды ДУЖД в бессрочное пользование.

        Ответить
        • Здравствуйте, Александр! Спасибо большое за такое прекрасное предложение! Колёса действительно незаменимы и сейчас используются по полной, поэтому я был бы очень рад, если бы всё так и случилось! Спасибо Вам за помощь!

          Ответить
  3. Достигнута важная веха в становлении дороги — она вышла на улицу и приняла настоящую грузовую работу, показав свою эффективность. По себе знаю какая радость от того, что твоё дело приносит пользу.
    Теперь наверно проще будет получить финансирование на полноценный путь из профильной трубы)))

    Ответить
  4. Красота!
    Наконец дорога вышла на проектную мощность!, это большое достижение, искренне поздравляю!
    На мой взгляд под домом между сваями вырисовывается неплохое место для депо…. подумайте об этом.

    Ответить
    • Здравствуйте, Алексей! Спасибо за поздравления! Но это только самое начало!)))
      Надеюсь, в будущем количество и объём грузоперевозок будет только возрастать!
      Что касается строительства депо под домом, то это действительно очень хорошая идея, я и сам об этом думал ещё до строительства Дороги. Ведь там много пространства, и со временем депо можно будет расширять. И ,конечно, здорово, что не придётся строить крышу — только котлован выкопай и готово))) Естественно, будут проблемы с подъёмом/спуском туда подвижного состава, изоляцией пола от грунтовых вод, но… это всё в будущем, нужно сначала пути проложить и ПС построить, а то нечего хранить будет))) А пока мне вполне хватает и теплицы)

      Ответить

Оставьте комментарий