Дачный габарит.

posaza02

Сегодня хочу поднять тему  весьма важную в дачном железнодорожном строительстве – габарите приближения строений, габарите подвижных средств, габарите погрузки грузов, в общем о габарите. Давайте назовем его дачным, ведь именно для дачного участка нам его и предстоит разработать.

Хотя, на первый взгляд, для маленькой жд габарит вроде бы как и не важен, но это только на первый взгляд. Дело в том, что железнодорожный подвижной состав не может, как садовая тележка объехать препятствие. Но в начале давайте посмотрим в сторону «старших» братьев. Широкую колею брать не будем – там все широко и вольготно. А вот узкую колею и те, что поменьше узкой , например, железную дорогу в шахтных выработках, посмотрим.

Начнем с узкоколейки.

Сразу скажу, что рассмотрим средние значения без углубления в нюансы. Полный текст приводимого мной госта Вы можете прочитать пройдя по этой ссылке.

И так, ГОСТ 9720-76 от 5 октября 1976 года N 156 гласит:

2. ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

2.1. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм и минимальное расстояние между осями главных путей на перегонах для прямых участков пути должны соответствовать черт. 1.

Примечания. 3. Размеры основного очертания габарита приближения строений, показанного сплошной линией: в местах работы и передвижения обслуживающего персонала железнодорожного транспорта и работников промышленных предприятий следует при необходимости дополнительно увеличивать на величины, гарантирующие наличие между подвижным составом и сооружением или устройством зазоров, обеспечивающих безопасность работников указанных категорий и устанавливаемых в зависимости от места расположения путей, их назначения и специфики предприятия.

Габарит приближения строений

3. ГАБАРИТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

3.1. Габарит подвижного состава железных дорог колеи 750 мм должен соответствовать указанному на черт. 2 и 3 и применяться при проектировании и постройке нового подвижного состава всех типов: локомотивов, вагонов (грузовых и пассажирских), снегоочистителей и др.

Габарит подвижного состава

4. ГАБАРИТ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ

Габарит погрузки грузов

Что из этого можно почерпнуть для дачжелдора – процентное соотношение габаритов (за 100% взят габарит подвижного средства)

По ширине:  Груз (96) – ПС (100) – Строения (151)

По высоте (от головки рельсов): Груз (98.5) – ПС (100) – Строения (115.5)

С высотой все понятно и просто – над путями может быть проложен линия электроснабжения, которая и задает основной габарит. В условиях дачной эксплуатации не каждый пойдет на то, чтобы провести электрофикацию данным способом (если только не крайняя на то необходимость). Поэтому  верхний габарит в условиях дачи может считаться от верхней перекладины двери или ворот гаража или депо, в котором вы будете свой подвижной состав хранить.

А вот с шириной не все так просто. Далее я привожу выкладки по ОВЖД (колея 356мм) и своих наблюдений.

В моем случае  кузова типа «платформа» и самосвал имеют ширину в 750 мм. И если для самосвала этого достаточно, то платформу можно и расширить до 800 мм. Что касается локомотивов, то первые прикидки выдали цифру не менее 800 мм (просто из расчета удобство/функциональность).

Конечно, в практике эксплуатации может возникнуть необходимость перевезти какой-то весьма широкий предмет, но это скорее всего будет исключением. Тем более, что ширину можно превратить в высоту – благо провода не мешают это сделать.

Выбрав за исходный размер  цифру в 800 мм и подставив её в формулу я получил следующие значения:  Груз 786мм – ПС 800 – Строения 1200мм. С одной стороны широковато, но это только на первый взгляд.

Посмотрим рекомендации по рудничному транспорту (из пособия «Рудничный транспорт», Пухов Ю.С.):

«Расстояние от оси рельсового пути до стенок выработки выбирают таким, чтобы свободное расстояние между стенкой и подвижным составом с одной стороны составляло 0,2—0,25 м, а с другой стороны (для прохода людей)—0,7 м. Свободное расстояние между встречными составами в двухпутной выработке должно быть не менее 0,2 м»

Получается, что ширина выбрана правильно. Но есть один подвох, который надо предусмотреть в момент проектирования – проход для людей. Дело в том, что по экономическим соображениям (да и по многим другим) железную дорогу на даче лучше расположить по периметру в буферной зоне забора. Это как раз один метр. На это же расстояние нельзя располагать любые постройки (это, если мне не изменяет память требования пожарной безопасности и один мой сосед из-за них отстраивал свою баню после соседского пожара за свой счет – требование было нарушено на 300 мм).

Вот в это расстояние и хорошо бы уместить нашу дорогу – ведь при ширине ПС 800мм с двух сторон останется ещё по 100мм. Но! Это получается тоннель без крыши. С одной стороны строение (баня, сарай, гараж), с другой забор. Хорошо, пока все хорошо. А если в этом мсте произошел сход?

P5270211

На фото ситуация не так плоха – ветки деревьев можно сломать и выйти, а вот забор ломать не будешь. Поэтому на таких участках необходимо предусмотреть выход из ПС в путь.

Но это все был разговор о прямых участках. В закруглениях необходимо ещё учесть вынос ПС, как в одну, так и в другую сторону.  Хотя это уже более относится к вагонам длинным, но все же. Ведь все начинается с малого, а потом приходит аппетит и «тут Остапа понесло».

1-29-17

По своей практике скажу так – после того, как я нарисовал все на бумаге, я выпилил рейку длинной 1200мм и прошел по всему участку в тех местах, где предполагаю проложить путь. Ведь на бумаге одно, а на практике порой несколько иначе получается – то дерево разраслось, то сарай покосился)))

На последок привожу видео одной зарубежной дачной дороги. Обратите внимание – в одном повороте угол фундамента дома подвергся воздействию зубила, дабы путь мог вписаться(1:31 и 2:22). Плюс проезд бочки (1:21 и 2:11). А путь через навес вообще «опасен»)))

Оставьте комментарий