Теория дачжелдора.

Прежде всего хочу чтобы Вы, уважаемый энтузиаст дачжелдора, уяснили себе главный принцип дороги – если нет самой дороги, то нет смысла делать что-то, что по этой дороге поедет. Смысл иметь лодку в пустыне?

Поэтому сегодня я начну с планирования путевого хозяйства, которое повлечет за собой все размеры подвижного состава, а закончу перечислением того необходимого минимума инструментов, который необходимо иметь в своем хозяйстве строителю дачжелдора. Изготовление подвижного состава тема отдельная и здесь я её касаться не буду.

Все ниже сказанное основано на своем опыте. И поверьте на слово, к этому опыту пришлось добавить весьма неплохое количество шуршащих бумажек различного достоинства. И не всегда эти затраты давали ожидаемый результат.
И так:

1. Планирование путевого хозяйства

Начнем с того, что на первом этапе Вам необходимо определиться с вариантом оформления своей дороги. Это может быть дорога в стиле лесной УЖД , или в стиле садового ландшафтного дизайна, или в стиле промышленной ветки на заднем дворе. От выбранного стиля будет зависеть все последующее оформление.

Не рекомендую сильно засматриваться на ж/д большой и узкой ширины – в дачный участок размером 6-ть соток Вы вряд ли сможете вписать, масштабно, их инфраструктуру. А вот немецкий фельдбан или французская декавилька в купе с английскими парковыми дорогами могут весьма помочь Вам в этом выборе.

Далее определяемся с общей длинной дороги. Сразу предупреждаю – планируйте проложить 10-ть метров, а на будущее заглядывайте метров на 50-т вперед. В дачжелдоре только так. Если аппетит придет, а развитие не предусмотрено, то начинается у Вас унылая пора…

И не надо беспокоится о том, что в одном месте крутой поворот, а вот в этом растет куст сирени. И углы можно срезать/обогнуть, и кусты пересадить. А вот строения – дом/сарай/гараж/дровяник – это уже серьезное препятствие. Хотя и его можно обойти используя разворотные круги или сквозные проезды.

В качестве примера приведу ОВЖД. В первый период весь путь предполагался не более 40-ка метров легко монтируемого при надобности пути проходящего по пешеходным дорожкам. На момент написания данных строк (конец 2014 года) идет монтаж 50-ти метров постоянного пути для круглогодичной эксплуатации, плюс в проекте около 150-ти метров с двумя треугольными разворотами и одной станцией типа разъезд. Это не считая временных усов, тупиков, путей в депо и прочего вспомогательного. А пешеходные дорожки… так теперь все ходят по путям)))

Но я отвлекся. Для составления плана понадобится:

1. Масштабный план участка – это может быть кадастровый план или рисунок в масштабе. Желательно взять миллиметровую бумагу и принять масштаб при котором 2 см плана равны 1 метру участка. На данном плане ручкой или тонким маркером непрерывной чертой наносим все объекты, которые невозможно перенести – дом, сарай, баня, гараж. Теми же средствами рисования, но уже пунктирной линией обозначаем то, что при большом желании подвергается переносу – кусты, клумбы, деревья, легкие строения типа сортир.

2. Изготавливаем бумажные шаблоны пути. Для этого нарисовать в масштабе на бумаге и вырезать из неё прямоугольники, закругления, стрелочные расширения. Это надо для того, чтобы визуально увидеть возможность воплощения Вашей идеи путевого хозяйства.

Сразу скажу, что оптимальное соотношение ширины колеи(ШК) с габаритом подвижного состава (ГПС) и габаритом приближения (ГП) примерно такова: ГП 100% — ГПС 67% — ШК 30%. Для ОВЖД это выглядит так: ГП 1200мм – ГПС 800мм – ШК 356мм.

Конечно, могут быть места, на которых ГП и ГПС будут подходить вплотную. В этом случае необходимо понимать, что если такой участок находится на прямой, то ГП не может быть меньше ГПС. Если на кривой, то добавляется вынос ПС, то есть необходимо расширение.

Так же следует помнить, что при прохождении кривых минимальный радиус может быть не менее четырехкратной длинны жесткой базы вагона. То есть, если минимальная жесткая база вагона равна 500 мм, то минимальный радиус будет равен 2000мм. Но это теория! На практике необходимо брать больше. И чем больше, тем лучше. Если возможности сделать большой поворот нет, то при проектировании подвижного состава придется смотреть в сторону тележочной подвески.

Для ОВЖД стандартный поворот при базе 600мм взят 5500мм по центру колеи на перегонах и 4250 на доп. путях.

Кстати, изготовьте шаблоны на пару-тройку размеров ширины колеи – планируемый, уменьшенный, крайне допустимый. Например, если хочется 300 мм, то первый будет равен 300 мм, второй 280мм, а третий 260мм.

3. Промеряем уклоны участка. Если уклон большой, то необходимо подумать о каком-то механизме передвижения вверх. Это может быть лебедка, цепной привод, зубчатую рейку в колею. Но лучше, чтобы уклоны были малы.

После этого совмещаем три пункта и приступаем к планировке. В процессе этой работы Вы сможете определиться с основным размером своей дороги – шириной колеи.

Далее определяемся с эксплуатацией, какая она предвидится. Допустим, только лето или круглый год, для перевозки грузов или в развлекательных целях. Эти условия укажут, нужно ли место для хранения рельсовых звеньев или нет, какие материалы применять, какую подготовку пути нужно будет делать. Ведь если эксплуатация несколько раз в год по сделанным пешеходным дорожкам, то не нужно делать нижнее строение пути. А если планируется использовать дорогу «и в хвост и в гриву», то тут необходимо подойти со всей основательностью.

Плюс к этому необходимо понять будет ли подвижной состав стоять на рельсах постоянно или его хранение будет в другом месте. И как вагонетка будет доставляться к месту эксплуатации.

На сладкое, можно так сказать, задумываемся над безопасностью движения. Уж куда без неё))) Конечно, если на дороге будет одна вагонетка, то этот пункт можно пропустить. А вот если у Вас предполагается пару штук самоходных единиц и есть юные железнодорожники в наличии, то тут над безопасностью движения надо будет думать основательно. Возможно, придется ставить какую-то световую или звуковую сигнализацию, чтобы потом не было мучительно больно от столкновения с груженой вагонеткой.

Теперь, определившись с шириной колеи и условиями эксплуатации, переходим ко второму пункту

2. Путь

Без него ни куда!
Начнем с того, что путь состоит из двух основных составляющих – верхнего и нижнего строения. К нижнему относится все, что лежит ниже шпал – песок, щебень, земля и тд. К верхнему – шпалы, рельсы, подкладки, крепеж и т.д.
Начнем сверху.

Рельс.

К сожалению, не просторах пост советского пространства найти рельс Виньоля нужного нам масштаба практически невозможно. Увы… Поэтому будем делать его из подручных материалов. К ним относятся: профильная труба прямоугольного сечения, полоса, уголок, швеллер.
Я не буду агитировать за тот или иной вид, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Для некоторых – проф труба и полоса – придется делать подкладки плюс приваривать их. У уголка слишком тонкая шейка и эксплуатация на нем чего-то серьезного весьма сомнительна. А швеллера менее 5П в природе вообще не найти.

Шпала.

Их существует три вида – деревянные, металлические, бетонные. Опять же, у каждого материала свои плюсы и свои минусы. Это и вес, и удобство изготовления, и необходимость защитной обработки, и удобство монтажа, и финансовые вложения.

Нижнее строение.

Это та подушка, на которой будут лежать рельсовые решетки. В зависимости от условий эксплуатации она может быть, а может и не быть. Если подвижной состав легкий, а эксплуатация только летняя, то дорога может просто лежать на газонной траве или пешеходной дорожке. Если подразумевается перевозка грузов, то тут нужна хорошая основа, правильное соотношение геометрии поверхности катания колеса и рельса. Ибо без этого через определенное время у Вас будет дорога а-ля торфовозный фельдбан)))

И вот теперь можно перейти к третьему пункту программы

3. Инструмент

Так как работа преимущественно связана с металлом, то в Вашей мастерской должны быть:
— инструменты для разметки металла: рулетки, чертилки, угольники, малки и т.д.
— инструменты для резки металла: минимум болгарка, максимум торцовочная пила со столом плюс пара болгарок на подхват.
— сварочное оборудование: сварочный аппарат, удлинители, маска, спец одежда и перчатки, электроды, струбцины, корщетки и т.д.
Если материалом шпал выбрано дерево, то:
— инструмент для распила: минимум ручная ножовка, оптимально торцовочная пила
— электро рубанок с шириной ножей минимум 100 мм
И тот и другой материал требует защиты от атмосферных осадков. Следовательно покраска/пропитка является необходимым элементом работы. А времени на него уходит…
По инструменту:
— кисти, валики
— наждачная бумага, зачистные машинки
— растворители, банки для замачивания кистей/валиков, ветошь и тд
Плюс к этому должен иметься садовый инструмент для нижнего строения пути – лопаты, грабли, лом, трамбовка.

Ну что, желание строить свою железную дорогу ещё не улетучилось?))) Если нет, то все дальнейшие действия описаны на страницах блога «Стальная колея». Например, цикл статей о строительстве Осьми Вершковой железной дороги. А так же рекомендую почитать ветку «Садовые железные дороги» на форуме 750мм.

На самом деле этот путь прошли уже многие энтузиасты. Уверен, что и Вы сможете пройти данным путем запечатлевая свои шаги на фото и видео технику и делясь ими с читателями блога в выделенной для Вас рубрике.

3 комментария к “Теория дачжелдора.”

  1. Перечисляя профили для рельсов,автор ре упомянул тавр.Если к нему приварить квадрат,то и выйдет рельс нужного размера.Вопрос в рихтовке-от сварки все согнется дугой

    Ответить
  2. Единственное, ответьте пожалуйста, как рассчитывать вынос вагона?

    Ответить

Оставьте комментарий