Если нет места на участке.

Интересными идеями на основе своего опыта делится с нами Сергей, автор ВТЖД ( Ростов-на-Дону) :

Многие из тех кто только начинает строить свою дачную железную дорогу или только планирует это сделать, сталкивались с такой проблемой: вот есть дачный участок, сад или огород (или иной участок земли в частной собственности) где можно было бы построить свою дорогу, но свободного места, под постройку путей и искусственных сооружений нет. Всё уже занято, засеяно, засажено и найти свободное место бывает крайне сложно или почти невозможно. Сегодня я хотел бы поделится своими соображениями, как решить данную проблему или хотя бы упростить решение такой задачи.

Итак, какие существуют методы постройки своих садовых/дачных железных дорог, на плотно застроенных (засаженных) участках:
Во-первых, хотелось бы в качестве начала обратится к первоисточнику. Вот есть подробное описание сделанное Михайло Ореховым как и с чего надо начинать проектировать и строить свою жд. На мой взгляд, всё очень точно и конкретно рассказано. Разметить на местности, сделать небольшой чертёжик на миллиметровке, что мешает пересадить и т.д. Поэтому в данной теме я хотел бы дополнить, сказанное ранее Михайло.
Итак, первый способ. Самый простой способ это сделать разборную ЖД из уже готовых рельсовых плетей. Такая дорога имеет временное использование. Зато плети можно проложить где угодно, прямо на траве, на пешеходной дорожке, на асфальте рядом с домом, даже через грядку с картошкой ))
Однако, если всё же дорогу хочется сделать капитальную и круглогодичную, то можно рассмотреть и второй способ использования сжатого пространства. Это так называемая «совмещенка».

Устройство пути

«Совмещенка» — совмещение в одном уровне пешеходной (шинокопытной) и железной дорог.

Я уже ранее говорил в одной из тем, и показывал фото. «Совмещенка» это рациональное использование сжатой территории, разными видами транспорта. В больших городах это может быть совмещение автомобильного и трамвайного движения в одном уровне. Минусы у этой технологии тоже есть (и в масштабах города в том числе). Однако в условиях дачи можно проложить путь, совместив его в пешеходными дорожками. Как бы не был сильно засажен участок, но пешеходные то дорожки всё равно должны быть, иначе как пешеходам перемещаться между грядками или в дальнее заведение с буквами «М» и «Ж» )))) Причем габарит пешеходной дорожке, он не намного уже, а в некоторых случаях и равен, габариту пути. Поэтому в большинстве случаев, проблем с габаритом быть не должно. Минус у этой технологии, достаточно высокая себестоимость. У меня, например, погонный метр «совмещенки» получился почти в 3 раза выше, чем открытой рельсо-шпальной решётки на местности. А так же достаточно высокая трудоёмкость изготовления такой дороги. В качестве материалов могут быть использованы: проф труба, уголок, полоса, а в качестве материала дорожного основания, это: тротуарная плитка, асфальт, бетон, просто плотно утрамбованный щебень, кирпич и пр. В общем, всё из чего делают дорожки на даче.

настил для пешеходов

Трёхниточный путь на ширину колеи 400мм и 500мм. Внутри доски для пешехода.

Теперь рассмотрим третий вариант. «Совмещенка» это хорошо, но и она не решает всех проблем. Вот, к примеру, тропинка по даче идет, идет и…резко поворачивает на 90 градусов. А железная ведь дорога так резко не повернёт, ей нужен радиус. Или впереди какое ни будь растение, которое очень сложно пересадить в другое место, или иное какое то препятствие, мешающее прокладке жд. Железную дорогу, в этом случае можно провести не с боку, а …сверху! Да, да друзья, поднять полотно и провести над занятой территорией. Конечно, не во всех случаях это сработает, но много где такой вариант возможен. Это может быть, например, цветник, который не хочется, куда то переносить, или грядка с клубникой или еще что то. В моём случае так был решен вопрос с виноградом.

Устройство пути 1

Виноград, такое растение, которое сложно, куда-то пересаживать на новое место, особенно когда он уже вовсю разросся и занимает большую территорию. Но зато его можно сгибать (это всё таки не дерево). Так я и сделал, немного согнул его в сторону и вывел за габарит пути. А путь приподнял в верх тем самым пропустив ЖД над корнями винограда. В качестве основы под ЖД забетонировал несколько несущих опор с одной стороны. С другой, в качестве опор использовался капитальный забор.

Устройство пути 2

Путь поднимается вверх, проходя над растущей преградой.

Тут, конечно, то же не всё так гладко. При таком методе то же возникают сложности. Это, во-первых, и лишняя трудоёмкость работ и опять же цена вопроса. Плюс ко всему и ограничение по весу поезда (чем выше вес будущих поездов, тем более капитальная и дорогая выходит конструкция) и опять же уклоны, которые неизбежно возникнут при таком методе. Но тем не менее, если уж очень нужно построить железную дорогу, а мешает (бывает какой нибудь небольшой кусок длиной 0.5-2 метра) то строить можно и нужно.
Это я рассказал своё видение вопроса касаемо довольно дешевых методов прокладки ЖД, в условиях плотной застройки. Но есть и гораздо более эффективные, но и более дорогие и трудоёмкие методы. Это и полная перепланировка участка «специально под ЖД», а так же нестандартное (малоразвитое) строительство ЖД на эстакадах или… под землей.