ДУЖД 1.2 Дела весенние.

Дубочкинская Узкоколейная железная дорога (ДУЖД), ЛО, Ломоносовский р-он.

Автор проекта — Михаил Кузьмин.

Здравствуйте, господа дачные железнодорожники и все те, кто так или иначе мечтает ими стать!

Надеюсь, что меня кто-то ещё помнит)) Для тех же читателей кто не помнит/не знает, наверное, представлюсь ещё раз: я Миша Кузьмин, мне14 лет и я строю свою дачную железную дорогу в Ломоносовском районе Ленинградской области.

Вот казалось бы, лето кончилось, и сейчас на блоге один за другим должны выходить посты о работе дорог энтузиастов в этот летний сезон. Но посты о ДУЖД опять переносят читателя на сезон раньше, и вот он снова попадает, вопреки здравому смыслу, в уже давно прошедшую весну этого года.

…Порой мне кажется, что я строю у себя на участке не дачную железную дорогу, а какой-то военный космодром, бункер или другой секретный объект, сведения о котором хранятся в архивах по 50, 80 или даже 100 лет под грифом «совершенно секретно» и лишь потом разглашаются общественности. То же самое, к сожалению, происходит и с моей дорогой. Все материалы о ней выходят с задержкой в несколько месяцев, правда от этой выдержки «крепче» они не становятся, а наоборот, только теряют детали и интересные моменты… Вот и сегодняшний рассказ повествует о событиях апреля — мая этого года, и за эти 3 месяца он уже изрядно «поистрепался», так что возможно, некоторые вещи придётся добавлять по мере возвращения их в голову)) Так или иначе, ждали вы этого момента или нет, но наконец-то пришёл черёд рассказать всем о весенних работах на ДУЖД.

В ожидании весны…

Как вы, наверное, помните, прошлое лето на ДУЖД закончилось перевозкой дров, планами по увеличению лежнёвки и мечтами о весенних грузоперевозках. Чтобы мечты не остались мечтами, нужно было с самого начала марта выбираться на дачу и начинать работу. Однако первые поездки ( правильнее — набеги)) по полчаса не особо располагали к работе, и я, как и все остальные, решил немного поразвлекаться и построил временный выезд из теплицы

Протяжённость пути немного увеличилась, что тут же стало поводом для покатушек

Этот железнодорожный «трамплин» нужен был не только для развлечений, но и для того, чтобы показать маме необходимость строительства нормального выезда из теплицы, ведь толкать тяжёлый грузовой вагон в такую горку, думаю, было бы не очень приятно…

…Снег ещё не сошёл, но дни уже становились всё дольше и длиннее, как и наши поездки на дачу. Второй пункт «стратегического» плана — увеличение погонажа лежнёвки за счёт строительных лестниц. Для перешивки лестничной «колеи» на дачную был сделан шаблон колеи:

И вот первая лестница длиной в 2 метра…

…превращается в лежневую плеть! А за ней и следующий кусочек…

Переделывать лестницы в рельсы оказалось немного сложнее чем я думал, но при наличии самих лестниц и заряженного шуруповёрта :-), при минимальных затратах, «пока готовился чай» я успел перешить 3,5 метра на колею 357мм, которые сразу были испытаны «в поле» вагонеткой.

А потом март кончился… И апрель пролетел совсем незаметно, и вот уже майские праздники, а с ними и работа с сыпучкой.

Подготовка к работе

Этой весной Дорога должна была принять участие в традиционных весенних хоз. работах, конкретнее — перевозка земли и песка в грядки и низины. Взгляните на схему:

Здесь бледно-малиновым цветом показаны места выгрузки земли и песка, а слева вверху, соответственно, место погрузки — кучи. Изначально задумывалось прибегнуть к помощи доброго Дяди Миши и попросить у него на время несколько кривых, чтобы путь прошёл по голубой траектории, но в силу некоторых технических причин, отсутствия времени и обыкновенной человеческой лени пришлось отказаться от плавных красивых изгибов и идти «напролом» , пуская путь прямо по грядкам.

Построенный в итоге путь показан красным цветом, зелёным цветом — действующая постоянная линия, тёмно-коричневым — путь, по которому в ноябре прошлого года возили дрова(Схема, конечно, не очень удачная, но сколько их ещё будет…))).

Поскольку я рассчитывал на первый, «голубой» вариант, путей для «красного» не хватило ровно на половину и нужно было их срочно где-то достать… поэтому из первых попавшихся брусков и 8 шпал было сделано 9 метров пути. За 15 минут.

При этом шаг закреплённых шпал составил более метра! Быстрая сборка лежнёвых путей является их основным (хоть и почти единственным) преимуществом, но благодаря ему в освободившееся время можно было лучше подготовить «нижнее строение пути», а там было что делать.

Сначала путь шёл по прошлогодней отсыпке, с ней проблем не возникло, а вот дальше дороге нужно было забраться на грядки, для чего была построена «эстакада» из оставшихся от строительства бани кусков брёвен.

Каждое бревно выбиралось по ширине с точностью до сантиметра(ввиду их огромного количества выбор был большой), в результате путь не раскачивался, не провисал и по нему можно было спокойно идти вместе с гружёным вагоном.

Следующий участок прошёл прямо по грядкам , и ему тоже понадобилась опора на брёвна. Изначально 5 шпал были закреплены так, чтобы находиться как раз над бортами грядок, а после укладки пути под все провисы укладывались брёвна и шпалы, чтобы путь был устойчивым и ровным.

После этого сверху на шпалы были положены доски для ходьбы и этот участок был готов. Казалось, всё сложное позади, но остался последний, самый трудный участок — АДСКИЙ ПОВОРОТ

В этом месте путь поворачивает на 60 градусов чтобы, во-первых, обойти «маленький» камушек, а во-вторых, добраться прямо до куч песка и земли. На фотографии поворот получился таким красивым, плавным, а между тем на каждом стыке следующий кусочек поворачивает примерно на 15 градусов относительно предыдущего! Это же просто ужас!!! Чтобы хоть как-то помочь положению, на два наиболее проблемных стыка я надел крепёжные уголки:

Они разбили один угол в 15 градусов на два поменьше и добавили жёсткости конструкции.

Кое-как разобравшись с поворотом, я уложил последний прямой кусок длиной в 3 метра, сделанный по той же технологии, что и участок над грядками; на нём было всего три закреплённых шпалы вместо положенных семи. Конец участка был заглублён в кучу песка, а на пересечении с пешеходной дорожкой устроен «переход», вернее, пародия на переход:

И вот путь готов! Можно начинать работу!

ПЕРЕВОЗКА ПЛИТКИ

Но перед тем как заниматься землёй и песком, нужно было перевезти плитку от въезда к теплице; она там понадобится для работы, о которой речь пойдёт в следующем посте. Плитка прибыла к нам в количестве 60 штук и таскать их по одной руками или на тачке было бы действительно тяжело и долго, но железная дорога очень сильно ускорила и облегчила этот процесс.

В вагон загружалось по 20 плиток, и они без особых усилий перевозились к теплице, где укладывались на палетту…

И хоть перевозка плитки заняла совсем мало времени, именно её я больше всего фотографировал, даже есть видео, которое я, правда, не знаю как показать (да и надо ли это?), а вот что касается перевозки песка и земли… Там всего 2 фотографии, потому что снимать было некогда…

ПЕРЕВОЗКА ЗЕМЛИ И ПЕСКА

Возить сыпучку оказалось сложнее, чем штучный груз. Первой сложностью оказался кузов для сыпучих грузов, точнее, его отсутствие. Сначала я думал освободить ящик-грядку и использовать её как полувагон…

…но кроме земли там на дне был уложен гидрогель, удобрения и т.п., и нарушить эти слои и их последовательность означало потом долго их восстанавливать, и не факт, что после этого там снова смогли бы расти перцы…

Поэтому я начал думать о строительстве нового ящика, тем более, что потом его можно будет легко превратить в грядку, и вообще, лишним он точно не будет… Но только я успел найти нужные доски, как опять работу прервало одно «но»: оказалось, что в город нужно было приехать на день раньше, и поэтому на всю работу оставалось каких-то 3 часа… Понимая, что придется делать что-то одно — либо ящик, либо план грузоперевозок выполненным, я снова лихорадочно стал искать выход из положения и неожиданным образом нашёл его…

…Давным-давно, жили-были в тридевят были у нас на участке 2 одноколёсных тачки. Но видимо что-то пошло не так, и одна из них проржавела быстрее другой, и остался от неё только кузов. Вот он, справа:

Его-то я и решил установить на вагон, а чтобы ему было не так одиноко (и, разумеется, для большей вместимости), вместе с ним ещё и корыто старое поставить. Вот такая конструкция вышла, этакий двухэтажный грузовой поезд:

На удивление она оказалась очень устойчивой и удобной, да и работать с ней было легко: сначала полностью засыпался «первый этаж», потом на него ставился второй, тоже загружался с горкой и вся конструкция отправлялась к месту выгрузки. Там всё было ещё проще: кузов тачки просто скидывался с тележки в одну сторону, а за ним летело корыто, по пути рассыпая песок. После полётов все собирались и ехали в обратный путь, на загрузку. Так чего же было такого сложного, что даже снять побольше фотографий не получилось? — спросите вы. Что ж… помните АДСКИЙ ПОВОРОТ? Как и ожидалось, он оказался самым проблемным участком.

Во-первых, угол поворота был просто чудовищным — 60 градусов для лежнёвки это уже не «тихий ужас», это уже больно. Более того, в поперечном сечении участок был ровным, внешний и внутренний рельс были на одном уровне, а вот уклон здесь был в сторону грядок, и поэтому возникала следующая очень нехорошая ситуация. Гружёный вагон, естественно, неподрессоренный, шёл под горку; передняя колпара в момент прохождения угла крутилась и тёрлась о деревянный рельс. Но поскольку угол поворота и уклон были большими, то внешнее колесо не просто подрезало внешний рельс, а взбиралось на него и дальше ехало на реборде прямо по головке рельса. О том, что происходило дальше, нетрудно догадаться: проехав ещё немного на реборде, колесо сваливалось на внешнюю сторону пути, колпара проваливалась внутрь колеи и поворот получал дополнительную порцию балласта… из земли или песка, в зависимости от груза сошедшего вагона…

Таких сходов произошло 2, и по-хорошему их надо было запечатлеть для истории, но… увы. Впрочем, ничего зрелищного там не было: порция свежего балласта оценивалась двумя лопатами, поскольку рейсы были пробными. Чтобы такого не произошло на рабочих рейсах, я зацепил за левый передний край гружёного вагона толстую верёвку под названием «Швартовый» и при прохождении поворота просто направлял его на следующий участок, подтягивая к воображаемому центру окружности поворота. (С картинками всё вышесказанное, наверное, было бы проще понять))) уж простите). На видео, кстати, этот процесс показан, но немного по-другому: там я руками с обратной стороны тоже толкаю вагон к центру.

…С помощью Швартового удалось избежать сходов, и в дальнейшем дорога работала спокойно. Но недолго — всего час, а потом мы уехали в город…

Вагон на месте предполагаемого депо

 

ИТОГИ

В заключительной части сего древнего и длинного повествования позвольте привести несколько цифр и букв для размышления)))

Сначала Об объёмах:

По дороге было перевезено 7 вагонов с землёй и столько же с песком, это примерно 1 кубометр по отдельности того и другого. Суммарный вес должен составить 2,4 тонны, если, конечно, взятые из интернета плотности совпадают с реальными. (Всё равно многовато как-то. Может я считать не умею?)). Вес гружёного вагона без шасси, соответственно, приближается к 200 кг.

Не стоит забывать также и о плитке; опять же, может это и не точно, но вес 60 перевезённых плиток составил примерно 330 кг, вес 1 вагона — 110 кг без учёта экипажной части. Кроме этого дорога возила брёвна для эстакады, по которой позже сама же и прошла, и друзей по садоводству, заглянувших «на огонёк». (Свой вес для статистики они почему-то не указали))). Но о весёлых покатушках будет следующий пост, а с соседом мы потом такие горы свернули… Впрочем, это уже тема третьего поста, не будем забегать вперёд))

И «Лирическая» часть:

Во-первых, Дорога теперь стала длиннее. С 7 метров она за два дня выросла до 20! Во-вторых, появился опыт перевозки сыпучих грузов. Пусть и небольшой, но всё же опыт. В-третьих, оказалось, что иногда тянуть вагон «на верёвочке» удобнее, чем толкать его руками. Ну и конечно, если Вы делаете лежнёвку, то лучше прокладывать её без поворотов. Вообще. Или делать их правильно и НЕ ТОРОПЯСЬ. Меньше будет огорчений и сходов… вагонов и с ума)))

Зато можно спокойно кидать лежнёвку прямо на грядки; если потом выровнять профиль пути, то ничего страшного не произойдёт. Думаю, даже проблема прокладывания пути по уже цветущим и колосящимся грядкам (ну вдруг) тоже решаема: это либо тонкие шпалы, либо опора на трубы большого диаметра, внутрь которых можно на время пустить росток, либо можно просто обратиться к более богатому опыту других энтузиастов ДачЖелДора, которые уже строили подобные эстакады над виноградником в одном славном южном городе нашей страны))).

Правда эту построенную над грядкой ветку обязательно нужно будет убирать максимум через месяц, а иначе… смотрите сами

Это путь майских грузоперевозок в июне, и чем-то он мне напоминает ветку на Краснофлотск… Только вместо осины и молодых ёлочек здесь из шпальных ящиков вовсю пробивается малина и сныть.

Но ничего страшного не случилось, просто путь разбирался не сразу, а по частям. Сначала, естественно, убрали «суперлёгкий» 6-метровый кусок с грядок, потом АДСКИЙ ПОВОРОТ и кусок с пешеходным переходом… До этого же участка очередь дошла только в июле, тогда его пришлось буквально вырывать из малины… Но в отличие от Краснофлотска, лежнёвка ДУЖД не сдаётся в лом, а спокойно лежит теперь под баней как запас и ждёт своего часа, когда снова случится какая-нибудь неожиданная поставка грузов и их нужно будет срочно куда-то отвезти. Она укрыта от непогоды и одновременно сушится ветром, гуляющим между сваями, и вообще, «подвал» свайного дома — место просто замечательное и очень растяжимое в длину и ширину; когда-нибудь я обязательно построю там депо… Но это потом, а сейчас…

А сейчас нужно скорее писать следующий пост, так как материалов набралась уже целая куча)) Моя Дорога живёт и здравствует, и я не собираюсь её бросать и запускать, как некоторые могли, наверное, подумать. Чтобы не быть голословным, представляю вам первую стальную рельсовую плеть ДУЖД:

Рассказ о ней, а так же о многом интересном, произошедшем на ДуЖД в первую половину лета, будет помещён в следующий пост, который, надеюсь, не заставит себя долго ждать. А пока я ненадолго прощаюсь с теми, кто всё-таки дочитал до конца этот огромный пост)))

С уважением, Миша К.

 

 

8 комментариев к “ДУЖД 1.2 Дела весенние.”

  1. Я же говорил, что будут стальные рельсы! Осталось наловчиться в их изгибании и Адский Поворот останется в истории.

    Ответить
  2. Спасибо! Всегда интересно читать и про новые дороги, и про технические достижения участников, и про новый подвижной состав. А август и сентябрь вообще урожайные месяцы, в этом плане. Хочется пожелать дальнейших творческих успехов. Так держать!!!

    Ответить
  3. Очень ценные наблюдения и интересные технические решения!Понравилось использование крепёжных уголков и ведение лежнёвого пути на эстакадах над грядками.
    Молодец, пацан, продолжай в том же духе!

    Ответить

Добавить комментарий для Текирин Отменить ответ