Экологическая лежневка.

 

Доброго здоровья, оттаивающие на весеннем солнышке любители дачжелдора!)))

Сегодня пост не совсем обычный, ведь его тему можно отнести и к зарубежному опыту, и к неформату, и к полезным советам из цикла, как построить свою дорогу из того, что есть в любом хозяйстве.

Сразу скажу, что рассматриваемая сегодня дорога относится к парковым, с круглогодичным использованием. Находится данное чудо в национальном парке Daisetsuzan, Япония. Весь путь, включая разворотные круги, изготовлены из дерева. Пассажирские вагонетки имеют велосипедный привод, который позволяет одному машинисту перевозить пару взрослых пассажиров.

Вот как это выглядит:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=QFfcaC-Pn34

Расположение дороги в парке положительно сказывается на её визуальном восприятии, это не дачный участок, тут целый километр в обе стороны)))

Дорога красива, как зимой, так и летом

Но красота красотой, а нам, честно говоря, более интересны детали, из которых она изготовлена. Переходя к их рассмотрению начнём, пожалуй, с изготовления лежневого пути. Ведь, как мы помним, нет пути, нет дороги в целом, а лодка в пустыне та ещё польза)))

Процесс не такой сложный и хорошо показан на фотографиях ниже

Монтаж готовых рельсо-шпальных решёток идёт и зимой и летом.

На мой взгляд это связано с тем, что дерево материал, скажем так, не такой прочный, как метал, и на его сохранность влияют многие факторы (пропитка, влажность при эксплуатации и тд)

А если это все кщё и на земле лежит, да во влажном климате…

Результат совсем беды

 

Это видимо тупиковая часть, которая, как правило получает внимание путейцев меньше всего. В случае с деревянным рельсом его защита является первостепенной задачей

Кстати, есть у деревянного рельса один нюанс, который надо внимательно отслеживать — сучки. В этом случае под сучком обязательно должна быть шпала. В противном случае при эксплуатации возможен надлом в этом месте со всеми вытекающими последствиями.

Как я уже говорил, дорога эксплуатируется круглогодично, следовательно на ней организована снегоборьба

Снегоочиститель, кроме фронтального отвала…

 

имеет ещё и веник для очистки межпутья.

Это нужно для приводного колеса. И раз уж заговорили о приводе давайте рассмотрим устройство подвижного состава.

Как Вы уже заметили, вагонетка является моноблоком между пассажирской лавкой на колёсах и локомотивным приводом, выполненным из велосипеда.

Пассажирская часть имеет вот такие вот колеса

Велосипедный привод имеет тормоза

Есть на дороге и лёгкая «дрезина» для путейцев

И на сладкое — разворотный круг))) Этот элемент весьма интересен по своему исполнению.

На нем может развернуться одна единица за раз, а при её длине размер круга не мал))) Для облегчения манёвров с одной стороны приставляется короткий кусок рельсо-шпальной решётки.

Как это всё работает показано на видео ниже

www.youtube.com/watch?v=2DleVKdBWLM

Вот такой вот опыт от наших японских коллег. Надеюсь, что он будет полезен нашим читателям.

И для хорошего настроения несколько пейзажных фотографий

 

Для тех, кто хочет ознакомится с дорогой поближе публикую официальный сайт дороги, правда там всё по японски — http://www.ecorail.jp

20 комментариев к “Экологическая лежневка.”

  1. Добрый день! А почему решили из дерева сделать путь? Есть какие либо причины?

    Ответить
    • Я думаю, что причина одна — экология! Это ведь в национальном парке находится.

      Ответить
        • Доброе время суток.

          Насчёт отказа от металлических рельсов — возможно, решили усладить уши туристов настоящим лесным шумом без вагонного «тук-тук тук-тук» на стыках (да даже на идеально ровном безстыковом рельсе металлическое колесо будет специфически «петь») — устали японцы от чудес своей цивилизации, природы захотелось…

          Вот почему не взяли колёсики из пластика, в той же «Синдике» даже приводные ролики есть…

          С уважением, Денис.

          Ответить
  2. Единственная явно работающая экологическая составляющая деревянных рельс это утилизация своими силами путём сжигания в печи. Ну и наверно дешевле стальных. Может японцы не знают о профильной трубе 50*25 )))

    Ответить
  3. Я положительно отказываюсь воспринимать как здравый опыт людей (в т.ч. японцев), которые, имея столь просторный участок, все равно используют лилипутскую ширину колеи при столь значительной полосе отвода (помимо эстетики, это и серьезный вопрос безопасности — особенно для велорикши с весьма высоким центром тяжести), да еще и столь извращенным способом. В данном случае уместной была бы колея хотя бы в 300 мм, а лучше — общепринятые 381 или даже 501 мм.

    Ну, и про велосипед тоже уже все было озвучено — ехать «двигателю» должно быть очень комфортно.

    Ответить
  4. Вроде бы в Японии с лесами напряжёнка, какое-то странное отношение к дереву, с учётом того, что, например, дерево, используемое в Японии для производства музыкальных инструментов, стоит достаточно дорого и значительно удорожает инструменты.

    Ответить
    • Как гитарных дел мастер, изволю с вами не согласиться — т.н. «японские инструменты» (подпишусь, правда, только за гитары и электрогитары) традиционно считаются хорошими и соответствующими своим ценам исключительно года так до 96-ого. После в производство массово пошло дешевое азиатское дерево (которое сегодня доминирует на рынке, в том числе и в инструментах, которые вы хотели бы считать брендовыми и элитными), и такая же пластилиновая азиатская фурнитура из Тайваня и Индонезии.

      С деревом в Японии (по крайней мере, с сортовым, а не хвойными породами, из которых эти рельсы и выпилены) действительно напряженка. Данный способ претендует на некоторую экологичность, не спорю, но два километра профильной трубы (не говоря уж о том, что достать в Японии маломерный рельс раз плюнуть) справились бы с той же задачей куда лучше. Утилизировать их не сильно сложнее. Думаю, тут скорее сыграл роль фактор простоты и быстроты монтажа и ремонта лежней при помощи банальной ножовки, гвоздей, молотка и японской матери.

      Ответить
  5. Почитал я Ваши комментарии, коллеги, и вот что скажу…

    Во-первых, Япония это удивительная страна, в которой передовой технический прогресс мирно соседствует с патриархальными обычиями. Думаю, что для них не было бы проблемой построить в этом парке левитирующие скамеечки, которые плывя в паре сантиметров над травой плавно несли бы своих пассажиров. Но они выбрали другой путь — велосипедная тяга и вагонетка на деревянном ходу. Она, кстати, должна по звуку на стыках напоминать их национальные деревянные сандали гэта. Да и сам звук котящегося деревянного предмета является более естественным, чем его металический аналог.

    Во-вторых, данный опыт был представлен с целью показать, что рельсо-шпальная решётка может быть не только с металическим рельсом. Причем, для временной работы, или покатушек, или опробирования подвижного состава собранного дома, она будет совсем кстати. Плюсом в ней может быть: вес и удобство изготовления (пила, саморез, отвертка найдутся в каждом доме).

    Из практики — деревянный лежневый путь использовал я, на ОВЖД, и Олег Чумак (как дополнительные усы от магистрали). Причем, в обоих случаях материал нашелся в хозяйстве, а не был куплен специально.

    И, надо заметить, что и я, и Олег, делали его не попку возить, а для перевозки грузов.

    А теперь рассмотрим вариант, когда хочется, да по разным причинам не можится ( нет свободного места для постоянного размещения пути, хочется просто разложить/покататься/убрать, редкое использование для облегчения перевозки грузов (дрова/уголь/песок), боюсь за детей, не умею варить и прочее). В этих случаях, во-первых, использование данного пути решаит проблему. а , во-вторях, может стать шагом к пути с металическим рельсом.

    Не надо ещё забывать, что на один погонный метр, на сегодняшний день, профтрубы уйдет на минимум 200-ти рублей. А брусок или доска есть практически у каждого. И если не пошло, то их проще применить в хозяйстве, чем ту же профтрубу с наваренными на не подкладками.

    Ответить
    • Добрый день!:Не ясным остался вопрос, как из дерева делать кривые и какие там радиуса? Судя по видео, там очень большой радиус.

      Ответить
      • Есть один вариант и. думаю, после 8-го числа я его опубликую. Продолжим, так сказать, разговор о лежнёвых дорогах)))

        Ответить
  6. Могу предположить, что дерево здесь — маркетинговый эксклюзив. Японца сложно чем то удивить, они действительно знают толк в извращениях, всяческого рода микроколеек у них полно, а вот чтоб деревянные реееееельсы да шпааааалы, вот тут то можно съездить прокатиться.
    Это как в испании в парке аттракционов куча всяких американских горок, и самая высокая, и самая длинная, и самая быстрая, и…. самая деревянная. Которая мне больше всех и запомнилась.
    Эксклюзив сейчас в цене, всем хочется выпендриться своей упикальностью….. а, ну и да, экологичность там, традиции, стук дерева по дереву))))

    Ответить
  7. Всем привет! У меня вдруг возникла идея, а что если сместить раму велосипеда немного в сторону, чтобы колесо велосипеда ехало по рельсу, а не по шпалам? Да, смотреться будет не симметрично, однако ездить будет удобнее (в плане того что когда ты едешь по шпалам, тебя трясет, а здесь нет).

    Ответить
    • Такие конструкции есть. Применяются в том числе нашими российскими путешественниками. На малодеятельных участках такие разборные дрезины используют. Видел даже репортаж с Кругобайкальской дороги.

      Ответить
      • блогер МШ на велосипеде с боковым расположением на разборной раме дрезины проезжал вдоль Байкала

        Ответить

Добавить комментарий для МишкаМишка Отменить ответ