Группа в ВКонтакте

УЖД Калашниковых — сезон 2021

Дачная железная дорога колеёй 250мм, Московская область, посёлок Некрасовский.

(Действующая, протяжённость пути около 72 метров. ПС- 2 вагона.)

Здравствуйте товарищи.

Давно не было вестей с Калашниковской УЖД, а между тем целое лето прошло отнюдь не впустую.

Я так и не нашёл в новой версии дачжелдора, как посмотреть о чём писал в прошлый раз, поэтому начну с ключевых событий.

Во-первых наконец-то дошли руки и ноги до капремонта Титаника. Напомню, что в прошлом году во время пандемии вагончик настолько перетрудился, что заклёпки не выдержали и некоторые листы титана начали отваливаться. Кроме того, постоянные удары лопатами оставили множество пробоин в краске и кузов начал ржаветь. В итоге почти год вагон простоял на втором пути в депо. И вот наконец, летом 2021 случился денёк свободного времени. По правде говоря, катализатором стала песочная куча, задолбавшая нас своим присутствием на самом проходе. Не вёдрами же её перетаскивать, в самом деле!

Итак, для начала торжественная выкатка со скрипом и стоном. Отдирание всех болтающихся листов обшивки и мойка из шланга с применением щётки. Болгаркой снял часть краски со ржавчиной. Замечательно.

Теперь переворачиваем вагон и снимаем с него тележки. Раньше тележки крепились на подшипниковых опорах какие вы можете наблюдать на всех магазинных тележках. У этого решения оказался ряд недостатков:

1) подшипниковый узел чашеобразный. Попадающая туда влага никуда не девается и шарики неминуемо ржавеют. Увы.

2) ось крепления этого узла не пересекается с осью вращения. Таким образом сила приходящая от вагона давит мимо центра подшипника создавая перекашивающую силу.

3) эксцентричное крепление неправильно смещает тележку относительно вагона при повороте.

4) Точка степеней свободы крепления тележки к вагону слишком высоко. Когда тележка налетает на препятствие происходит её подпрыгивание. Не сильно, но всё-же.

Все эти мелочи на которые я несколько лет закрывал глаза в итоге вылились в поломку одного из узлов с вываливанием оттуда шариков и разбалтыванию всего агрегата.

Раз уж капремонт — решено — перехожу на буксовую систему крепления вагона к тележке.

Конструкция до безобразия простая. В тележке штырь, а в вагоне труба, надевающаяся на этот штырь. Упор происходит на кончике штыря обточенном под сферу. Длина соединения — 70мм, диаметр штыря 16мм, внутренний диаметр трубы ~20мм — это даёт некоторый люфт достаточный для компенсации несовпадения плоскостей обеих тележек.

Из минусов новой конструкции — тележка никак не висит на вагоне. Если вагон поднять то он из тележки попросту вынимается. На практике это до сих пор не случилось.

Одна из ключевых доработок — изменение геометрии боковых упоров вагона на тележку. Дело в том, что несмотря на основную опору на ось вращения, при небольших наклонах или неравномерной загрузке вагон опирается специальной железякой на соответствующий край тележки. Раньше железяка была прямоугольная и при повороте пятно контакта сильно смещалось. При сильном повороте пятно контакта в одном из положений обусловленных предыдущими четырьмя факторами вообще терялось. Это нехорошо, подумал я, и решил сделать полукруглые упоры. Сказано — сделано. Теперь так буду делать на всех последующих ПС.

Третяя ключевая доработка — нормальный засов на второй откидной борт. Металлическая пластина с вырезом и ушком чтобы удобно было опускать борт.

Кроме всего прочего рама была вновь покрашена хаммеритом, пришиты старые листы титана новыми заклёпками и дозашиты борта новыми листами. Теперь в вагоне нету дыр.

Неделя обсушки и дальше работа закипела. И дрова возили и песок и доски.

Кто-то спрашивал буду ли я возить ульи по ЖД. Ответ — однозначно нет, вагона-пчеловоза не будет. Пчёл категорически не рекомендуется переставлять на новые места и двигать дальше чем на 30 сантиметров в день. У них в памяти прописано определённое положение домика и они его просто потом не найдут если передвинуть.

Ещё одно важное приобретение — жаровня для будущего вагона-мангала. Да, я решил не сам варить а купить готовую жаровню из стали 5мм. Потом под неё будет сделан вагон, а пока что она ютится на платформе. До сих пор. Передвижной мангал это оказалось чертовски удобно и я очень надеюсь что в будущем у нас получится сделать под него специальный вагон.

 

***

Иногда я читаю заметки коллег-дачжелдоровцев о том как у них якобы заросли пути и какую ужасную борьбу они ведут с теми былинками что кое-где показались между шпал. ХА. Смеюсь в голос. У нас железная дорога с 2014 года и некоторые участки пути настолько старые что и шпалы уже подо мхом не разглядеть.

Первую половину лета супруга упорно боролась с травой триммером. Однако в какой-то момент инициатива была упущена и после возвращения с юга полотно дороги из бритой щётки превратилось в непробиваемые джунгли. А в полом рельсе на стрелке в депо вобще поселились муравьи. К слову скажу что платформа, даже гружёная 50-ти килограммовым мангалом, не могла протиснуться сквозь траву и сходила с рельс. Титаник конечно проходил, но использовать его каждый раз как струг было лень.

В какой-то момент (а этого следовало ожидать) едкий сок намотавшихся на упорные ролики растений победил нержавеющие подшипники и один ролик заклинил. Пришлось менять. Под конец лета конечно рост травы заметно замедлился, но на смену ей на рельсы пришли яблоки.

Грядёт довольно серьёзная работа по установке септика в районе перегруза и думаю что древнейшая часть нашей ужд скоро будет временно демонтирована.

Но это будет уже совсем другая история…

8 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *