Технологическое окно для замены шпал.

Левобережная железная дорога (ЛБЖД), Ростовская обл. Автор проекта – Сергей.

Всем привет!

Сегодня хотелось бы рассказать о том, как проводятся работы по перешивке участка пути с деревянной шпалы на железобетонную. О том, как изготавливаются такие шпалы, был совсем недавно подробный рассказ на блоге. И вот шпалы готовы. Они прошли усадку и выдержку по времени. Уже почти месяц с момента отливки. Пора их укладывать в путь.

Технологическое окно по перешивке пути.

Рано утром, к месту проведения работ, прибыл грузовой состав. Одна из платформ загружена шпалами. Перевозка осуществлена с места хранения шпал, к месту перешивки пути. Начинается технологическое окно. ПЧ уже на месте. Первым делом необходимо подготовить место к укладке шпал.

Так же старые деревянные шпалы подлежат демонтажу. Поскольку размер деревянных и ж/б шпал несколько разный, то приходится проводить небольшие работы по расширению и привидения в соответствие размеров балластной призмы. Так же начинается демонтаж старых шпал.

Некоторые шпалы настолько гнилые, что рассыпаются прямо на месте, при попытке их демонтажа. На фото хорошо видно одну такую шпалу.

Правка и точная установка шпалы под рельсами, выполняется с помощью ломов. Когда все старые деревянные шпалы сняты, а на их место установлены шпалы из ж/б, начинается процесс установки крепежа. Несколько слов о том, что из себя представляет крепеж.

Для крепежа шпалы к рельсу, используются два уголка. В одном из них просверлено отверстие d=10mm. Первый уголок (который без отверстия), приваривается к рельсу, а второй (отв 10 мм) прикручивается гайкой через гравер, к шпале. Крепёж М8. Далее два уголка свариваются между собой. Причем таким образом, что бы гарантировать нужную ширину колеи. Предварительно нижняя часть и металл обработаны отработкой. Для предотвращения коррозии. По окончании сварочных работ, выполняется зачистка швов и иных мест, болгаркой. Гайки, металлические части, и нижняя часть рельса, еще раз обрабатываются отработкой.

Выправка пути

По завершении всех сварочно-монтажных, слесарных и иных работ, начинается часть-2. Это выправка пути. Установка верхнего строения пути в рабочее состояние и подготовка к открытию движения. Здесь, прежде всего, подбивка и устранение просадок. Дело в том, что после того как уложены новые шпалы, вовсе не означает, что все они лежат так как нужно. Где то может быть не достаточно щебня, где то шпала лежит немного криво (один край выше, другой ниже). С помощью рулетки и уровня выявляю такие места и провожу работы, по приведению пути в нормальное рабочее состояние. См. фото

И вот, путь готов к открытию движения. Технологическое окно, по перешивке участка пути с дерево, на железобетон, завершено. Можно ехать! А вот и первый вагон. Перевозка опавшей листвы, мусора и сухой травы к месту утилизации. Кстати, пока на ЛБЖД продолжалось окно, движение по дороге не прекращалось. На других участках продолжалась перевозка важных народно-хозяйственных грузов. Вот, например, как здесь на фото: по окончании летнего сезона, бак для хранения воды, направляется на зимовку.

Что дальше?

Пока на этом сезон 2019 ж/б шпал завершен. Впереди зима. За зиму, уложенный путь, будет мониториться. Необходимо проверить кое какие свои расчеты. И хотя я почти уверен, все же не лишне будет посмотреть, как бетон будет держать мороз и самое главное частый переход через «0»(ноль). В наших краях такая погода зимой постоянно. Вначале идет дождь, а после него обязательно должен быть мороз, без снега. А для бетона это не очень хорошо. Поэтому будем внимательно наблюдать. Часть шпал, не задействованных в ноябрьских путевых работах, будут зимовать под навесом в гараже. А весной их так же необходимо будет ставить в путь. Так же по весне, будет продолжена отливка новой партии шпал, возможно будут внесены какие либо коррективы. Пока заготавливаю крепеж и различные материалы, на будущий год. На этом заканчиваю, если есть какие вопросы, задавайте! Всего доброго, до новых встреч!

21 комментарий к записи “Технологическое окно для замены шпал.”

  • Монументально.
    Касаемо отверстий в крепеже — они высверливались уже по месту под каждую шпалу индивидуально?

    • Nashpoezd:

      Добрый день! Нет отверстия были сделаны произвольно. А точность размера и ширинк колеи, обеспечивает сварка! За счёт смещения уголков относительно друг друга.

      • Nashpoezd:

        «ширину колеи» )
        А уголок, точнее сказать, уже был со множеством отверстий б/у, от какого то изделия. Я из просто рассверлил и порезал. Ибо лишнего металла на ЛБЖД сейчас нет никакого. А ближайшая поставка будет только весной…

      • Александр Степанов:

        Сварка наше всё!! А что касается бетона то как я понимаю ему сильно вредит замерзание воды в микротрещинах. И если шпалы пропитать гидрофобным составом (специально для бетона делают), то служить они будут дольше. Можно опытную партию сделать. Вот только видимо на несколько лет опыт затянется.

  • ЖБ путь вообще классно смотрится! Поздравляю с открытием движения! Очень интересно как поведут себя шпалы когда по ним начнёт ступать нога железнодорожника. Мне кажется это более опасная нагрузка чем от состава ибо не распределённая а точечная, особенно в первый момент пока шпалы не улеглись основательно.

  • Дмитрий:

    Прочность и устойчивость шпал к морозам можно было бы сильно повысить, если бы при отливке в них был залит по заветам предков кусок отслужившего свой век забора из сетки-рабицы.

    Я по такой технологии тротуарную плитку 500х500 для участка отливал, за неимением самосвала б/у-шной. Все получилось на ура, я еще и мелкодисперсного щебня пару лопат в раствор подбросил.

    • Александр Степанов:

      Сетка как арматура вполне годится, только её надо два куска — один ближе к верхней стороне, другой ближе к нижней, потому как от одного слоя в середине толку нет. При изгибе середина — зона нулевой деформации. Арматура по внешним слоям бетона не даст им работать на разрыв и принимая усилие на себя сдержит образование начальной трещины.

      • 983:

        Рабица в качестве арматуры не годится. это всё равно, что в качестве арматуры использовать пружинки.
        Если слой арматуры один, то именно в середине он будет наиболее эффектиыен, так как это не перемычка, у которой нагрузка приложена только сверху вниз.
        Для самодельной шпалы хорошо пошла бы арматура в виде прямоугольного парпллелепипеда или что-то навроде этого http://www.shipphotos.ru/forum/uploads/monthly_04_2014/post-1-0-35951600-1397998005.jpg
        Хорошим компромиссным вариантом будет использование кладочной сетки, слой вверху и слой внизу.

        • Поддерживаю. Арматура в середине конечно менее эффективна чем по краю, но за то работает на изгиб плиты в обе стороны. Это не зона с нулевой деформацией, а зона с деформацией вдвое меньшей чем на краю. Ибо бетон несжимаем и зона нулевой деформации будет близко к той поверхности плиты что с внутренней стороны изгиба.

          Если каким-то волшебным образом сетку рабицу натянуть, то скорее всего она то же неплохо будет работать. Я смотрел видео где изготавливают ЖБ шпалы для широкой колеи, так вот там берут 4 бессвязных стальных стержня арматуры и с силой их натягивают, создавая заведомо напряжение в металле. Мне нравится такая идея. Думаю а не попробовать ли натянуть стальную проволоку 5мм, которой стратегический запас имеется.

          Касательно дополнительной картинки — это что-то крупное, для шпалы метровой толщины. Если смасштабировать это на шпалы 10-сантиметровой толщины то слишком навороченная обрешётка получается. В идеале тогда вообще надо ферменную конструкцию в бетон закатать… раз эдак 500… одуреть можно вязать такую арматуру, хватит на 5 шпал не более.

          Соглашусь что цельносварная кладочная сетка в сто раз лучше рабицы. Во-первых она жёстко сцепленная, во-вторых она плоская, ничего не торчит. Ячейки правильно воспринимают растяжение, не изгибаясь в дополнительных плоскостях как пружина на рабице.

          • Александр Степанов:

            Натягивать стальную проволоку да ещё в опалубке технологически не самая простая задача, да и смысла особого на дачных размерах не вижу. Кладочная сетка или не связанные между собой отрезки стальной или стеклопластиковой арматуры, уложенные в два ряда во время заливки шпал, быстрее и проще. Ведь таким шпалам не надо воспринимать многотонный вес и динамические нагрузки от высоких скоростей.

            • Тут ведь вот какое дело, как мне кажется, самое критическое будет смена состояния от давление со стороны рельсов от вагона до давления посередине от человеческой ноги. И тут действительно шпала может посередине треснуть, ведь она не такая уж толстая. малейшая упругость арматуры на растяжение и всё — трещина обеспечена. Понятно что заводской натяжки не добиться, но есть кое-какая идея.
              -Сделать опалубку из пяти досок (трёх продольных и двух накладных снаружи боковинок),
              -В боковинках просверлить по четыре отверстия.
              -Отпилить 4 куска стальной проволоки (4 или 5мм) чуть длиннее опалубки в сборе.
              -нарезать на концах резьбу с небольшим запасом.
              -собрать опалубку со вставленными стержнями.
              -нагреть стержни и дозатянуть гайки.
              -после этого заливать.

              гайки должны быть достаточно длинными чтобы воспринимать усилия резьбой и обязательно в паре с широкими шайбами чтобы не промяло опалубку.

              • Александр Степанов:

                Деревянная опалубка точно не выдержит. Ещё: проволока, как и любая арматура, должна быть рифлёная, от гладкой пользы мало. И резьбу нарезать на ней неудобно будет. Резьба ослабляет концы и именно в резьбе может порваться. Ведь усилие нужно большое. В настоящем производстве тросы или арматуру натягивают домкратами и цепляют через цанговые зажимы. И в таком состоянии держат до схватывания цемента. И как вариант экономии домкратов делают одну длинную деталь, которую потом режут на части. А нужны эти сложности на своей маленькой дороге? Я считаю — нет. Сдаётся мне, что шпала сечением 70х100 армированная четырьмя арматуринами 10-12мм, залитая в обычной корытообразной опалубке, вполне выдержит нагрузку 500 кг на ось.

        • Александр Степанов:

          Я кладочную сетку и имел ввиду. Но армирование в один слой не делают именно потому, что оно не препятствует первоначальному разлому. Уже потом, когда плита надломиться то такая арматура в середине будет держать от окончательного разрушения на две половинки. Потому что натянется. Это как доска или стальная полоса — по одному направлению легко гнётся, по другому нет.

  • Вот вы, умные люди, заморачиваетесь. Я б забил вообще армировать даже на 750мм с трудноподъемным пс, не говоря уже о меньших колеях. При колее 300 шпала длиной в полметра. Что там куда треснет? Это какая пустота должна быть посередине?
    На крайний случай для собственного успокоения пруток арматуры можно залить.

    На опыте эксплуатации различных плиток, бордюров (в теплом городе они поребриками называются))) могу утверждать, что просто так сорокасантиметровый тонкий бордюр не сломаешь. А он неармированный, сделанный кустарно русскими чернорабочими на армянской фабрике в пригороде моего колхоза. Г0СТами не пахнет.

    Не знаю, что там по себестоимости одной шпалы, но такая бордюрина рублей 40 стоит, а за 100 рублей можно взять метровую. Остается только крепеж.

    На сорокасантиметровые бордюры у нас регулярно наезжают машины. Все нормально.

    А плести кошерный армоскелет каждой шпале — это ж какая должна быть выдержка и какое длинное лето))))

    • Александр Степанов:

      Я даже знаю что подразумевается под «тёплым городом»)))) И я полностью согласен про прочность шпал для микроколеи. Но всё же немного арматуры не повредит. Всё же шпала поменьше бордюрного камня будет сечением. И работает в другой плоскости. Арматура позволит уменьшить расход бетона и соответственно вес шпалы.

      Вообще я и раньше задумывался об альтернативных деревянным шпалам. И хорошо что тут дискуссия возникла. Для дачной дороги доски 40х100 вполне достаточно для шпалы. При ж/б толщину конечно побольше надо.

  • Дмитрий:

    Вот тут зашел разговор за тротуарный борт и потому возникает вопрос — не проще взять, если так сильно хочется, собственно, два поддона готовых тротуарных бортов, аккуратно насверлить в них отверстия под крепеж и уложить в путь, чем мудохаться с отливкой самодельных шпал, которые по прочностным свойствам все равно окажутся хуже?

    • Александр Степанов:

      Бордюр не армированный а для шпалы это не есть хорошо. И поэтому ещё большой вопрос что крепче окажется.

      • Не знаю, как у других, а у нас бордюры делаются на заднем дворе армянской базы. Без вопросов, если купить у них же арматуру, нарезать ее и выдать заливщикам. К вопросу а как узнать — положили или нет — ну можно или там посидеть пару часов, пока заливают, или один-любой-случайный разбить при покупке, проверив и на прочность и на наличие арматуры. 40-50 рублей невелика потеря.

        Это все конечно можно затеять, если объем строительства большой. А 10-20 шпал и самому проще и приятнее сделать и армяне не возьмутся за такую «розницу»

  • Текирин:

    Готовый бордюр конечно проще взять, чем изготавливать столько приспособлений. Но где вы видели бордюрный камень по 40 руб. за штуку? Какая-то не реальная цена.

Оставить комментарий

Карта блога

sad12-09_6

Обсуждения

sad12-09_6

Рубрики
Полезные материалы.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

Карта посещаемости
Map
Статистика