Рама вагона — металл или дерево?

Приветствую всех адептов, энтузиастов, сочувствующих, да на огонёк заходящих!

В преддверии сезона большой работы, когда думать уже поздно, а надо действовать, хочу предложить Вам мои мысли об изготовлении грузовых вагонов. Думаю, что для многих новичков, которые захотят вступить в ряды дачных железнодорожников этот вопрос будет стоять наиболее остро.

Ведь не секрет, что первые шаги делаются с попытки понять сам принцип работы, вложить по минимуму, постараться не наломать дров и если звёзды сойдутся, то получить максимум выгоды. И, конечно, глупо было бы сразу браться за большую работу в виде локомотива, не важно на какой он тяге будет. Это работа уже для понюхавшего пороху)))

И начинать, на мой взгляд практика, нужно с того, что действительно поможет в работе и даст опыт изготовления — с грузового вагона.

Сразу скажу, что именно эта техника на дачной железной дороге будет задействована больше всего. Локомотив, как показывает практика, вещь в нашем деле второстепенная. Он, конечно, может облегчить Ваш железнодорожный труд, но далеко не всегда. А вот без грузового вагона не обойтись.

Предвещая вопрос о пассажирских вагонах скажу так:
1. Для дачи они в принципе не нужны — расстояния у нас не такие уж и большие и пассажироперевозка на них является лишь развлечением.
2. Многие грузовые вагоны, при их небольшом усовершенствовании, способны перевозить пассажиров.
3. Дачная дорога является практически единственным местом, где можно прокатиться в/на грузовом вагоне. В любом другом месте за это могут вставить такой… костыль между розовых булочек, что мало не покажется)))

Итак, перейдём к рассмотрению устройства дачного грузового вагона. Его, условно, можно разделить на два класса. Первый, это когда кузов совмещён или является частью рамы. В этом случае вагон заточен под выполнение определённых задач. Во втором случае рама является независимым элементом позволяющим устанавливать на неё сменные кузова.

У обоих вариантов есть свои плюсы и свои минусы. Но, на мой взгляд, второй вариант является более предпочтительным. И вот пара доводов в поддержку этой мысли:
1. Дачные грузоперевозки значительно отличаются от перевозок на широкой и узкой колее. Их можно сравнить разьве что с маневровой работой на предприятии — один, максимум два вагона перемещаются на небольшое расстояние. Поэтому, при выполнении работ не нужно пригонять поезд, напоминающий сборную солянку из разных вагонов. Нужен, как правило, один вагон, способный выполнить определённую задачу — перевезти сыпучий груз, длинномер, воду.
2. Как правило места на участке и так мало, а теперь представим себе, где мы будем хранить вагон-цистерну, вагон-платформу, вагон-самосвал, полувагон? Хватит места для хранения? А ведь только три выше названные подвижные единицы займут путь длинной метра в четыре. Плюс, если есть, локомотив.

Поэтому я, на Осьми Вершковой железой дороге, с самого начала использую схему «ходовая рама — сменный кузов». Кстати, при этой схеме можно и пассажиров перевозить, что доказала практика использования вагона типа «Пасваг».

Из двух компонентов — рама и кузов — я обращу Ваше внимание на раму. Кузов, как правило, изготавливается уже под неё и в каждом дачно-железнодорожном хозяйстве затачивается под свои нужды, габариты, веса и прочее. А вот с рамами дело обстоит несколько иначе. Их можно разделить только на два типа — деревянные и металлические.

Каждый тип, в свою очередь, имеет свои плюсы и минусы. Дерево — это лёгкость в обработке, доступность сырья, невысокие требования к мастерству автора (пилить, сверлить да гайки крутить должен уметь каждый дачный железнодорожник). Металл это прочность, изящество (благодаря своей жёсткости), способность воспринимать больший вес. Но в работе с металлом нужно умение обращаться со сварочным аппаратом, чего нашим юным читателям пока не свойственно, да и не у каждого в хозяйстве имеется сварочный аппарат.

Но, дабы у читателя был выбор, представлю Вашему вниманию и тот и другой вариант. И первой будет

Деревянная рама.

Для начала вспомним удачный опыт нашего самого молодого дачного железнодорожника — Миши Кузьмина. Его вагонетка была собрана как раз на деревянной раме

Причём, перевозимый на этой раме груз имел достаточный внушительный вес, что, впрочем, не повлияло на перевозку.

Теперь представлю опыт немецкого коллеги Свена Шленкрича (Sven Schlenkrich). В своё время он опубликовал приводимые ниже фотографии на одном из модельных форумов Германии

Вот ещё один вид деревянной рамы найденной мною в сети




А вот модификация под кузов самосвал

 

Как видно из фотографий чего-то сверхъестественного в изготовлении деревянной рамы нет. Просто надо делать работу не спеша и удача будет в Ваших руках)))

Металлическая рама.

Этот тип рам можно разделить на два основных — О-образная рама и рама в виде латинской I. При проектировке подвижного состава на Осьми Вершковую железную дорогу я взял первый вариант, который показался мне более удобным в изготовлении.

Второй тип представлен на на фотографиях ниже. В этом случае выгоднее применять тележечную компоновку, что для дачных железных дорог на постсоветском пространстве является весьма затратным — количество основных и самых дорогих комплектующих удваивается, а вот эффективность использования длинного вагона на дачном участке пока на практике не подтверждена.




При изготовлении рамы из металла простыми инструментами уже не обойтись. Для работы потребуется и болгарка, и сварочный аппарат. Поэтому, прежде чем приступать к работе постарайтесь здраво оценить свои силы и возможности. И, конечно, металл придётся покупать, а он сейчас весьма дорогой. Но если рядом есть опытный мастер (друг или родственник), который возьмётся помочь, то работа особой трудности не составит.

Кстати, скоро я буду делать ходовую раму для одной, изготавливаемой сейчас в Шушарах, подвижной единицы и, если позволят условия, постараюсь заснять процесс и в двух словах рассказать об особенностях этой работы. Видео можно будет посмотреть на вложике «Дачный полустанок». А если у Вас есть вопросы по данной теме — пишите, отвечу в видео.

28 комментариев к “Рама вагона — металл или дерево?”

  1. Спасибо за советы, как потенциальный пользователь нахожу их очень полезными. Вопрос: какую раму будет удобнее использовать при изготовлении монорельсовой системы (придётся использовать именно монорельс из-за маленьких габаритов в приземном пространстве)

    Ответить
    • Здравствуйте! Вопрос видимо к Михаилу. Но попробую ответить. Раму видимо лучше хребтовую, проще монтировать двухребордные колеса и конструкция получится совершеннее. с уважением.

      Ответить
  2. Ох уж эти наши юные сорокалетние дачные железнодорожники)))

    И не повод ли познакомиться с миром сварки в процессе изготовления металлической рамы?

    Ответить
    • Как по мне, то изготовить что либо из металла проще чем из дерева. Дерево неточностей не прощает. Деревянная конструкция должна быть продуманнее и конструктивно совершеннее.

      Ответить
      • Тоже так считаю. Тем более, как говорят русские — ломать дрова — проще на обычном вагоне, чем на локомотивах-дрезинах. Дерево тоже стоит денег, у немцев оно в разы лучше, там зачастую вообще клееное, оно у нас так же как и металл выйдет.
        Плюс дерева — вид имеет. Пролаченный клееный брус добавляет особой эстетики.
        А палка профтрубы (для вагона-платформы одной за глаза) стоит 600 рублей за 6 метров. Как одна ступенька деревянная. Так что тут еще и неизвестно, а что лучше то? Дешевый и легкий негниющий металл, или дорогое тяжелое, но красивое дерево

        Ответить
        • Доски есть на каждой даче, из них, методом склеивания/скручивания саморезами/сболчения болтами получается весьма неплохой брус, которого вполне хватит для первых работ. Не забываем, что для многих сварка это предел мечтаний (если ты ещё в школе учишься).

          Да и на «попробовать» вполне себе вариант.

          Ну а коли руки из плеч растут, то из дерева получатся весьма хорошие изделия)))

          Ответить
          • Не могу не согласится что сварка доступна далеко не всем. Насчёт того что дороже а что дешевле вопрос то же спорный. Зависит от конструктива. Профтрубу я бы как раз сравнил со штакетинами от забора свинченными на саморезы. И то и другое относительно дёшево. Другое дело гнуть, вырезать и варить из листового металла ферменные двутавровые конструкции — это задачка требующая не малой оснастки кроме сварки, но и смотрится на высоте. Дерево ошибок не прощает, но и металл то же, любой материал требует особого внимания. К плюсам древесины добавлю ШУМОПОГЛОЩЕНИЕ, отсутствие ударного лязганья.

            Ответить
    • Кроме «юных сорокалетних» существуют ещё и юные Малые Октябристы, коих прибавляется среди читателей с каждым месяцем)))

      Ответить
    • К сожалению, сейчас на неё нет ни времени, ни средств. Приоритет отдан другим, более необходимым на сегодняшний момент вещам. Но! Есть мысль, благо теперь есть видеобложик, зимним периодом 2019-20 года, её доделать и снять всё это на видео. Пока мысль эту думаем, а как выйдет загадывать не будем)))

      Ответить
  3. Симпатичные деревянные вагонетки по проекту столетней давности. (Судя по киянке, попавшей в кадр колея не сильно от ОВЖД отличается) И дрова возить удобно и мешки с цементом. На мой взгляд со сменными кузовами некоторая морока. И если место позволяет то в дальнем углу участка в лопухах можно устроить тупик для отстоя лишних вагонов. При том, что для дачи их не так много и надо — полувагон для сыпучих грузов и универсальная платформа с проушинами для вертикальных стоек. В зависимости от того, что возим — для длинномеров стойки по бокам, а к примеру для дров, наваленных поперёк стойки с торцов. Так же лёгким движением руки платформа превращается в цистерну. А уж если хочется поиграть в железную дорогу(как мне) то надо много вагонов и разных)))

    Ответить
        • Ну где как, а у нас зима скорее время без металлистов — снега, порой, столько, что откапывать себе дороже))) А вот летом, да когда ещё и кустики с плотной листвой помогают…

          Ответить
  4. Спасибо, тема очень актуальная!
    А можно сделать обзор: какие лучше выбрать оси (стальной прут или труба?), какие модели подшипников лучше и подшипниковых узлов?

    Ответить
  5. Моё мнение: дерево в раме — это 19 век. Если хочется поиграться в каретные вагоны, если есть кондуктор-тормозник в хвосте состава, если линия с семафорами и жезлами — то да, атмосферно будет. Если за современность — то тогда металл

    Ответить
  6. Можно не только раму, но и оси деревянные делать. Из черенка лопаты я делал. На заре ДачЖелДора.

    Ответить
    • Кстати, если черенок хороший, без сучков и из твёрдого дерева сделан, то выдержит он весьма большую нагрузку.

      Ответить
  7. Доброго здравия. Позволю некоторые свои комментарии к основному тексту:
    То, что грузовой вагон основная единица на дачной дороге, сомнений нет. Я для себя, в порядке приоритета выстроил следующую пирамидку:))
    1. Грузовой вагон, 2. Лёгкая дрезина одноместная, 3. Пасс вагон, 4. Локомотив, 5. Прочие…

    Насчёт места для хранения: в принципе согласен, место это диффицит. Одна из мер, хранение в разных уровнях!))

    Насчёт покатать на грузовом вагоне: да, можно конечно. Более того, на многих дорогах, и у меня в т ч. некоторые грузовые легко переделываются и используются для перевозки людей. Но все же, на мой взгляд, для цивильных покатушек, предпочтительнее пасс ваг.
    К тому же есть ситуации, когда без пасс вагона очень сложно обойтись.

    ПС: а вообще такую тему лучше в январе-феврале поднимать )) когда в самом разгаре диванно лежачий период и много свободного времени и мыслей ))

    Ответить
    • Диванно лежачий период… Да я не знаю за что схватиться сейчас — куча всего в работе, что-то сделано, но не испытано, что-то испытано, но не описано… Да и энтузиасты что-то по огородам разбрелись и писать не пишут)))

      Ответить
      • Именно! Времени сейчас нет ни у кого. Поэтому и размышлять то особо некогда )))

        Ответить

Добавить комментарий для admin Отменить ответ