Пчёлка. Электромотор.

Доброго здоровья, адепты дачжелдора, творящие в рассеянии энтузиасты, обеим группам сочувствующие, да на огонек к нам заходящие!

Сегодня разговор пойдет о применяемом на дрезине электромоторе. Он был приобретен ещё до кризиса и та его цена сейчас уже не актуальна. Поэтому, приведу Вам только его выходные данные, а Вы, при желании, сможете сами посмотреть его по магазинам. Тем более, что в зависимости от производителя цена будет отличаться вдвое.

Технические характеристики мотора таковы: напряжение 12 В, мощность 500Вт. Применяемость — вентилятор охлаждения автомобилей Ауди 100 и VW T3 1.6 TD . Номер по каталогу JP GROUP 1199102600

Честно скажу, что поначалу я хотел применить мотор от отечественных автомобилей. И даже не один, а сплотку из двух, а то и из трех моторов, как это было реализовано в проекте аккумуляторного автомобиля БАЯ. Вот здесь можно почитать о нем более подробно.

Но мощность и отсутствие работ по переделке взяли верх и я купил то, что купил)))

Поставляется мотор вот в такой коробке

Внутри, в двух специальных пенопластовых формах лежит мотор в сборе с крыльчаткой.

Для лучшего понимания размеров пара фотографий с линейкой

Первым делом я решил снять крыльчатку с вала. Для этого, по идее, необходим ключ на 19. Но… гайка закручена очень туго, как будто на клей посадили. А, во-вторых, резьба на валу левая. То есть, откручиваем в противоположную привычной нам сторону. В итоге моих попыток крыльчатка провернулась, а гайка так и не стронулась.

Сразу предупрежу, что крыльчатка имеет весьма острые края, поэтому обязательно одеваем перчатки.

Так как крыльчатка была мне не нужна, то последующий её демонтаж проходил с применением ножовки по металлу.

Затем, в бой вступила «болгарка». Очень аккуратно, миллиметр за миллиметром, периодически остужая вал водой из ручного пульверизатора, я спилил сначала часть гайки, а затем латунное (как мне показалось) основание крыльчатки.

Результат меня порадовал. Во-первых, под основанием крыльчатки обнаружилась шлицевая проточка на валу. А, во-вторых, конец вала оканчивается нормальной резьбой. Оба эти фактора позволят в дальнейшем иметь вариации при вытачивании переходника с вала на цепь/ремень.

Следующим этапом было проверить мотор на возможность его реверсивного хода. Для этого взял АКБ и попробовал подсоединить мотор в обоих положениях хода. Всё замечательно завертелось, как туда, так и обратно.

После этого встал вопрос о крепеже мотора на дрезине. Штатные установочные болты хороши в установке на штатное место в машине. Для установки на дрезине нужно было придумать другую конструкцию. Один вариант предложил Александр Васильев — разрезное кольцо-хомут. Я согласился с его предложением, кольцо было изготовлено, но работы на тот момент остановились.

На этом моменте сегодня остановлюсь и я, дабы уже в следующем посте рассказать о расчёте мощности/скорости и выборе типа привода.

16 комментариев к записи “Пчёлка. Электромотор.”

  • Кирилл:

    он что, с водяным охлаждением?

    • admin:

      В смысле? Мотор как мотор.

      • Кирилл:

        два штуцера сзади виднеются

        • не похоже — были бы ёлочки а не штырьки. Там физически некуда ещё и систему охлаждения пихать. Думаю это какие-нибудь упоры для подушек.

          • Кирилл:

            когда то давно мы с сыном немного занимались гоночным посудомоделизмом ))), там на электродвигатели делали водяное охлаждение, на магниты рубашку и обязательно на щётки. б/к моторы появились позже. Тут конечно не факт что такое замутили, но и для дополнительной опоры вроде как лишнее, три могучих кронштейна имеются.

            • 983:

              Встречается немало коллекторных двигателей, где есть штуцера для присоединения патрубков для обдува щёточного узла, и даже в паспорте прописано какой ток допустимо давать без обдува и какой с обдувом и даже приводятся графики и номограммы зависимости допустимого тока от расхода и температуры обдувающего воздуха.
              Кроме того при таком обдуве подаётся обеспыленный воздух, чем предотвращается попадание абразивов на щётки и коллектор, что продлевает срок службы щёточного узла.
              На большинстве настоящих локомотивов просто не соберётся схема на тягу ( не включатся тяговые двигатели) пока не будет обдува, в них кроме всего прочего, в полости двигателей создаётся подпор, предотвращающий попадание пыли, воды и снега в двигатель.
              Похоже, что тут как раз тот самый случай, тем более что именно этот мотор идёт на автомобили тропического исполнения.

              Наклон щёток и угол опережения обычно делают на одних и тех же двигателях, и при их работе всегда хорошо заметна разная резвость работы мотора в разных направлениях. Если мотор ведёт себя одинаково в обоих направлениях, то скорее всего и щётки у него под 90 градусов.
              При этом лёгкое стрекотание щёток при вращении в обратном направлении не страшно и возникает от немного перекошенного износа щёток. Если такой мотор долго покрутить в обратном направлении, то стрекотание исчезнет и появится в прямом.

              Штуцера-ёлочки в автомобиле на присоединениях резиновых патрубков обычно не используются, а то, что мы видим на фото, встречается на каждом шагу, это типичные штуцера для присоединения резиновых патрубков под хомут.

              Специально перерыл «пол-интернета», но так и не нашёл ответа на вопрос, для чего на этом моторе такие патрубки,
              в одном из форумов прозвучало даже предположение, что это встроенная маленькая помпа для охлаждающей жидкости, которая потихоньку гоняет жидкость при выключенном ДВС, когда система охлаждения продолжает работать некоторое время после остановки главного двигателя.

              • admin:

                А вот продувка ближе к «телу»)))
                Если дуть в один из этих щтуцеров, то воздух выходит из передних вентиляционных отверстий. Видимо, это сделано против пыли, если машины с таким мотором поставлялись в жаркие страны.

                Сказать куда крутится лучше и шумнее пока не могу. Первые испытания проводились на коленке и задача была определить реверсивность и не дать мотору улететь при включении. Поэтому, включили, крутится, нормально, выключили. Когда дойдёт до шим-регулятора тогда и видно будет. А точнее слышно)))

                • Александр Степанов:

                  Как то мне надо было форсировать такой двигатель https://neauto.ru/wp-content/uploads/2019/03/motorchik-otopitelya-uaz-buhanka-v-razbore.jpg Для своего непосредственного применения — привода вентилятора. Он хоть и не герметичный, если что вода затечёт, но вентиляции в нём нет. Насверлил отверстий с заднего торца вокруг подшипника и по окружности перед передней крышкой. Продувался принудительно компьютерным вентилятором через специальный раструб со стороны заднего подшипника. После без перегрева работал от 18 вольт. Специально разбирал и щупал якорь потому что в корпусе греться нечему, там только магниты. Короче — переделка эффективна.

  • nashpoezd:

    Михаил, сколько оборотов у двигателя? Как планируется сделать плавный пуск? И ещё интересен тяговый момент. Важно при трогании с места, особенно на подъёме.

  • Александр Степанов:

    Хоть убей не понимаю зачем использовать быстроходные вентиляторные двигатели когда есть специальные тяговые. С блоком и органами управления в комплекте. И доступные по цене.

    • admin:

      В момент запуска проекта такие двигатели были совсем не доступные и стоили, как подержанная машина ВАЗ))) Теперь дело другое, но! Если есть двигатель, есть к нему управление, есть к нему механика — зачем брать другой?

      Вот когда всё соберётся, обкатается, то и видно будет, что из двигателей взять))) Поменять дело не долгое.

      • Александр Степанов:

        В том-то и дело, что сейчас открылись совершенно новые горизонты. И при проектировании надо учитывать современную элементарную базу. При том, что теперь за нужными компонентами не надо ехать в столицу или хотя бы в райцентр. Китайцы вышлют что угодно хоть к чёрту на рога. Да ещё и дешевле получится.

  • Вопрос по реверсу.
    Я с подобными движками сталкивался на БМВ. Там двигатель был щёточный.
    Этот то же щёточный? Не жужжат щётки? Особенно на обратном ходу.
    Дело в том что бывает щётки наклонены к коллектору не под 90 градусов и вращение в разные стороны получается неравнозначным по износу и уровню шума.

Оставить комментарий

Карта посещаемости
Map
Карта блога

sad12-09_6

Рубрики
Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Статистика