ДУЖД 1.0 Официальное открытие

Дубочкинская Узкоколейная железная дорога (ДУЖД), ЛО, Ломоносовский р-он. Автор проекта — Михаил Кузьмин.

Здравствуйте, господа дачные железнодорожники и все те, кто так или иначе мечтает ими стать!)))

Уже давно появились на деревьях почки, уже давно из них проклюнулись и выросли зелёные листики, которые сейчас постепенно превращаются в жёлтые, багряные, красные, фиолетовые…. А между тем пролетело уже целых 4 месяца с того замечательного дня, как первый поезд открыл движение по моей Дачной Железной Дороге!

Общественность до сих пор об этом не знает, поэтому я хочу сначала извиниться за то, что такое долгое время держал Вас в неведении и молчал «как партизан»)). 

Возможно, на то были причины – открытие собственной Дачной железной дороги, как и вообще железной дороги в целом, конечно, событие грандиозное, но вообще всё лето 2018 года было наполнено такими грандиозными событиями: Чемпионат Мира по футболу, «хаджи», как мы их назвали, в ДачЖелДоровскую «Мекку» на ОВЖД; поездка на Ярославскую Детскую Железную Дорогу, работа на даче… Возможно, но я знаю, что это меня не сильно оправдывает – всё-таки лень вперёд меня родилась))) Что ж, будем исправлять)) Но на своей собственной железной дороге я всё же работал не покладая рук.

Правда большую часть лета я трудился на Малой Октябрьской Детской Железной Дороге, которая в этом году отпраздновала свое семидесятилетие неустанного труда, обучения, воспитания и введения в профессию огромного количества Юных Железнодорожников. Менялись километры пути, станции, названия, люди, начальство… Менялась техника, вагоны, СЦБ, а Дорога, несмотря ни на что, продолжала растить новое поколение железнодорожников для великого МПС СССР и МПС РФ, и по сей день являясь главной кузницей кадров Октябрьской Магистрали.

Это 70 юных лет счастья, лишений, утрат, радостей и трагедий, 70 лет восторга мальчишек и девчонок от практики – работы, которая никогда не бывает в тягость, и 70 лет истории судеб людей и судьбы моей любимой Дороги, без которой я бы не решился строить дорогу свою…

27 Августа 2018 года исполнилось 70 лет Малой Октябрьской Железной Дороге – Малой Октябрьской Дороге В Жизнь…

Я заметил, что три дороги – ОВЖД, МОЖД и ДуЖД – в 2023 году одновременно отметят юбилеи: МОЖД будет 75 лет, ОВЖД – 10 лет, а моя Дубочкинская Узкоколейная Железная Дорога – именно так я её назвал – отметит свой первый юбилей – 5 лет.

Дубочкинская (лучше не придумалось)– потому, что расположена она в деревне Дубочки, а узкоколейная – потому, что я фанат узкоколеек «в плане дрожания над каждым костылём», как однажды сказал дядя Миша. Ведь, согласитесь, в узкоколейках есть такое, что не присуще широкой колее – это Гармония, гармония с природой и гармония с миром вообще.

Узкоколейный путь идёт сквозь высокие сосновые леса и могучие дубовые боры, и тогда поезд, идущий по нему, кажется таким маленьким; узкоколейка бежит через поля, высокую траву и лён, в которых стрекочут кузнечики знойным жарким июнем, она петляет меж зеркальных лесных озёр и лугов со сверкающей на утренней красной заре росой на цветах, перепрыгивает деревянными мостами ручейки и речки, заходит в светлые рощи с поющими птицами…

Есть торфяные узкоколейки, строгими линиями рассекающие тёмные болота с клюквой и осиной, есть карьерные и целинные, идущие в пустынях; есть дороги для пассажиров, с маленькими уютными самобытными станциями и платформами в забытых Богом деревеньках и сёлах; узкая колея трудится и на предприятиях с доменными печами и огромными станками, подвозит материалы… И, конечно, есть Детские железные дороги, навсегда сохранившие в себе дух счастливого детства, которое было у моих родителей и, наверное, всех советских детей…

Узкоколейки такие разные – одни нависают на скале над обрывом с бешеным горным потоком, другие спускаются в шахты; одни служили Родине в битве под Сталинградом, а другие раньше привозили ранним утром тёплый свежий хлеб в деревенский магазин… И при всей своей многогранности узкоколейки очень скромные, простые и компактные, чего совсем не скажешь о широкой колее с сортировками на 87 путей. «Большая» железная дорога строгая, беспощадная и жестокая, а узкоколейка – живая….

Может поэтому её так любят уничтожать «взрослые дяди»?…

В Ленобласти осталось только 4 УЖД, а ведь сколько их было раньше! Даже недалеко от нашей дачи проходила узкоколейка, которая обслуживала форт Красная Горка.

Хоть Стальная Колея – блог о Дачных железных дорогах, на ней есть и дачно-узкоколейные, УЖД Алексея Калашникова и Переславль-Залесская УЖД. И я тоже хочу сделать свою дачную железную дорогу похожей на узкоколейную, но с поправками на то, что она будет прежде всего дачная, на мою ограниченность в месте, умении и опыте. Сначала будет сложно, и я это уже почувствовал сам, но совместными усилиями мы уже начали этот трудный путь – открыли нашу Дорогу, о чём, наконец, следующий рассказ….

Официальное открытие ДУЖД

ДУЖДДубочкинская Узкоколейная Железная Дорога

Главной целью ДУЖД является Подготовка материальной, опытной, исследовательской и финансовой базы для последующего строительства большой дачной железной дороги на собственном дачном участке и воплощению в жизнь других Грандиозных Проектов.

Основная задача ДУЖД – Оптимизация места в теплице (Перевозка вагонов-грядок по теплице, уход за растениями в вагонах); при увеличении пути возможно появление грузовых перевозок в небольших объёмах и маневровые работы у теплицы.

Другие задачи – Пассажирские перевозки, хозяйственное обслуживание теплицы (подвоз воды, удобрений и т.п.) и сада.

Краткие Технические Характеристики:

Месторасположение: Ленинградская Область, Ломоносовский район, дер. Дубки.

Путь: На момент открытия Дорога располагает деревянным лежневым путём протяжённостью 5,7 метров, ширина колеи – 357 мм. Весь путь представляет из себя прямую без единого стыка.

Подвижной состав пока состоит из одной универсальной тележки и сменных кузовов «ящик-грядка» и «платформа» (с тормозом) с возможностью снятия с тележки.

История невозможного

Идея построить свою собственную железную дорогу впервые возникла, когда мне было 8 лет, и постоянно мучала меня тем, что я не мог её реализовать. И вот, спустя 5 лет ожидания, я наконец начинаю этот сложный и интереснейший путь строителя Дачжелдора!

История ДУЖД началась 1 апреля, когда папа, дедушка и я проложили первые временные метры пути. Рельсы были уложены «на одном дыхании», и 2 месяца спокойно дожидались подвижного состава…

Дальше мы построили ящик-грядку, в котором будут расти перцы, укроп, редиска, салат и ещё чего-нибудь такое небольшое. Ящик очень прост и крепится к платформе в паз-крест, на платформе тоже есть (ну, должен быть) такой паз. Я хотел сделать так, чтобы ящик снимался с платформы очень просто, и у меня это получилось – ящик лёгким (если конечно можно назвать «лёгким» поднятие полкуба сырой земли)) движением руки поднимается и убирается, освобождая место для других кузовов.

Самым сложным оказалось найти колёса для тележки, но тут меня чудесным образом спас Михаил Орехов, отдав колёса Александра Матюкова, которые когда-то предназначались для старого варианта ГЭТ-2. Александр сначала хотел сделать его на колею 300 мм, но потом передумал, и ему пришлось точить новые колёса, ведь вставка в оси противопоказана локомотивам. Зато то, что не подошло электровозу Александра, отлично применилось для моего вагона – Дядя Миша даже перешил колпары с 300 на 357 мм! Это был не просто подарок, с него начался обратный отсчёт, предшествующий открытию дороги, ведь если б не было колёс – её бы тоже не было, так что Отдельное Огромное Спасибо Вам, Михаил, за такую важную помощь!

После того, как мы получили колёса, началась активная подготовка к «дню Х»

Собрав все элементы воедино, мы наконец построили вагон…

Путь был окончательно выровнен и очищен от песка…

И вот, 26 Мая 2018 года свет увидела новая Дачная Железная Дорога – ДУЖД! Ура!!!

В этот же торжественный день мы поставили ящик на тележку и вдоволь покатались на нём, а уже на следующее утро я уехал в лагерь, попрощавшись с дорогой до июля.

С этого момента «новорождённая» дорога потихоньку входит в рабочую колею, подстраивается под неожиданные «сюрпризы», хорошие и не очень, и обрастает огромными планами, и кое-какие из них даже начинают сбываться))

Вот, например, заготовки для первых стальных рельс, которые будут положены взамен износившимся деревянным

Вот кузов-платформа с палкой, которую я гордо называю «ручным тормозом» =)

А вообще, конечно, планы грандиозные, и при самых идеальных условиях длина пути может составить ~80 метров с 6 стрелочными переводами. Сейчас же самое главное – выйти рельсами из теплицы и предварительно заменить их на железные.

От мамы и бабушек поступил «заказ» на ещё 2 вагона-грядки и вагон-цистерну, в будущем таких грядок на колёсах может стать целых 7, при наличии, естественно, самих этих колёс.

Хочется переделать раму уже имеющейся вагонетки на более тяжёлый деревянный, а может быть и металлический вариант. Пока нагрузку в 400 кг она выдерживает, но в местах скрепления шурупами дерево трескается, и кое-где оно даже немного прогнулось, но это не влияет на главное – перцы растут, жизнь в вагоне есть!

А это значит, что жизнь есть и у железной дороги. Хорошо, что ей все хотят помочь. Александр Матюков сделал колёса, а Михаил любезно мне их предоставил. Но даже более важной была помощь моих родственников, ведь помогая мне, они меняли своё отношение к дороге и становились благосклонней к моим «игрушкам». Мама и бабушки сажали перцы в вагон и ухаживали за ними, дедушка вообще является моим главным помощником на сегодняшний день, а вместе с отцом мы строили вагон и потом испытывали его. В моей семье нет равнодушных к моему увлечению, и никто не хочет разрушать уже сделанное, потому что железную дорогу мы строили вместе…

______________________________________________________

Я уверен, что мою дачную железную дорогу ждёт долгий путь и великое будущее, для которого я её и строю. Пускай пока она маленькая и зависит буквально от каждого дуновения ветра, пускай на ней пока всего один вагон, да и рельсы деревянные, пускай ей постоянно требуется помощь — если есть цель, уверенность и настойчивость, то со временем из 6-ти метров вырастет столько, сколько потребуется, а дорога обретёт законченный вид. Я буду очень стараться, чтобы воплотить в жизнь свою мечту, а для этого надо учиться, работать и набираться опыта – цель у меня есть, и упорство тоже. Большое спасибо тем, кто мне помогает и поддерживает – без этого перестаёшь верить в чудеса. Обещаю, что у меня не будет «подростковой импульсивности», что я не охладею к Дачным ЖД и буду продолжать строить свою дорогу даже при самых сложных условиях, и я не отступлю от цели – ведь мечты должны быть реализованы!

 

16 комментариев к “ДУЖД 1.0 Официальное открытие”

  1. Что-то дядю Мишу тут захвалили, я аж покраснел)))

    А по делу — хорошо, что дорога стала восприниматься не игрушкой, а помощником в хозяйстве. И хорошо, что есть куда развиваться. Желаю дальнейших успехов и надеюсь, что общественность о них будет узновать вовремя)))

    Ответить
  2. Прямо читал с улыбкой на лице, эх, где мои 13 лет, где моя теплица.
    Давай, не забрасывай это дело, чтоб все 80 метров воплотились, рельсы дело такое — главное начать, а потом уже и участка мало будет. Прикольно — железная дорога родилась в теплице и так потихоньку будет оттуда расти на участок.
    Но непонятно, ужд или дачная? Истинно ужд-колея (750) у меня на переславской и серегина в Борщёво. Или у Калашникова тоже? А у тебя все-таки какая будет? В названии жд вроде слово «узкоколейная» есть. Хоть по факту все наши жд узкоколейные.

    Интересно было бы посмотреть на план-схему будущей жд, Сам сейчас гадаю, куда продляться, интересны варианты решения путевого развития дачжелдоровцев.

    Ответить
    • Здравствуйте, Михаил! Дело обязательно буду продолжать!
      Ширина колеи ДУЖД — 357 мм, так что под стандарт УЖД колеи СССР в 750 мм она, естественно, не подходит, как впрочем и УЖД Алексея Калашникова с колеёй 250 (или 300??) мм. Но сначала я хотел сделать колею в 375 мм, то есть половину от 750, чтобы было проще делать на ней вагоны (а может, и локомотивы) примерно похожие на узкоколейные. Конечно, в большинстве ПС будет дачный, собственной конструкции, но немножко «похожестей» на УЖД тоже хочется))

      А потом дядя Миша предложил мне сделать дорогу на восьмивершковую колею, и я согласился; она мне больше подходит — там и радиусы меньше, и габариты, и помогать легче, да и в гости можно ездить со своим ПС. Две последние цифры переставились, и вместо 375 получилось 357))))

      О схеме путевого развития пока рано рассказывать, дорога ещё даже не вышла из теплицы. Пока могу скакать лишь то, что ДУЖД в плане будет похожа (если всё сложится) на букву Г с множеством извилин в каждой стороне; это будет где-то 60 метров и максимум 4 стрелки. Дальше думать пока совсем не надо, там всё очень сложно, сделать бы хотя бы первую часть. У нас проблема в перепаде высот — почти 2 метра — и хоть жд пройдёт по самому пологому склону, перепад высот на ней составит около 80 см, поэтому мне самому очень интересно, как энтузиасты боролись с такими проблемами. А особенно интересно узнать схему путевого развития ЛБЖД, потому что её нигде нет, и судя по всему она очень большая))))

      Ответить
      • Добрый день! Хотелось бы поздравить с открытием дороги. Действительно, необычна дорога внутри теплицы. Хотя, где то мне попадались фото, есть примеры, когда небольшой рельсовый путь строился и на лесопилке, и внутри цеха, и в том же тепличном или сельхоз хозяйстве.
        Что касается схемы ЛБЖД, постараюсь её нарисовать и подготовить к публикации в бл.вр. Общая длина? точно даже сейчас не скажу ))Надо мерить. Где то наверное, около 120м

        Ответить
      • Даже если перепад высоты все 2 метра, то на протяжении 40м это будет всего лишь 5% что допустимо даже для настоящей железной дороги в карьёре. Трамваи ещё не на такие горки взбираются, потому что они вагонов за собой не тянут. И я сомневаюсь что к локомотиву, который надеюсь обязательно будет, придётся цеплять больше чем его десятикратный вес.

        Ответить
        • Если будет локомотив, то да, 5% не критично. А вот если будет мускульная дрезина, то чем меньше уклон, тем лучше. Конечно, с ходу можно на любую гору залететь, но для дачжелдора это неприемлимо. Надо иметь возможность останавливаться в любом месте дороги и спокойно трогаться в любую сторону.

          Ответить
          • Если у меня на даче дорогу делать то без пневматических тормозов не обойтись — рычаг не удержит, винтовой долго затягивать а уклоны те ещё. Соответственно и какая-то тяговая единица в таких условиях нужна, причём обязательно с компрессором. Кстати, про локомотив. Какая на ваш взгляд максимальная нагрузка на ось возможна для такого пути как на ОВЖД? При использовании трубы со стенкой 2,5-3мм и шпалами 3шт на метр. Мне кажется 500кг на ось допустимо. Смотрел как у Павла мотовоз рельсы шлифует с длинным составом. Там ему явно сцепного веса не хватает. Подумалось что в конструкции можно специально запланировать места для догрузки потом по необходимости бетонными блоками. Из бетона ведь любую форму изготовить легко.

            Ответить
            • На ОВЖД используется рельс из профтрубы со стекой 2мм. Нагрузки: грузовая вагонетка с кузовом самосвал и 1/4 куба мокрого песка весит около 600-650 кило. Шаг шпал 3 на метр. Осевая нагузка за 300 кг. Проблем нет.

              Но! Дабы путь послужил, думаю, что больше нагружать не стоит. Если же делать тележки, то вес локомотива может быть и под тонну)))

              Ответить
              • Металлический вагон, обшитый деревом я с одной из сторон поднимаю, это ну навскидку даже максимум 50 кг ось, то есть 100 кг вагон. Ну даже если 150 кг, плюс 4 пассажира по 70 кг (средний вес взрослого) это даже еще не полтонны. На 750 колее.
                где там локомотиву на дачной колее тонну набрать? Движок кобыл на 6 весит 10 кг, реверс еще пару, каркас, оси, подвеска, обшивка — еще и утяжелять придется, чтоб 6 л.с. не проскальзывали даже на прямой.
                жигули тонну-то не весят.

                Не знаю, сколько весит тачка песка с горкой, но вес трех таких тачек плюс сам вагон спокойно осиливали рельсы 50х25х1.5 с разным шагом шпал.

                К слову сказать на дружественной ужд тяжелые пионерки отлично летают по 50х25 каждый летний день, так что 50х25х2 это более чем с запасом для джд

                Ответить
              • К сожалению не все проекты осуществимы дачно-гаражными производственными мощностями. Если вагонные тележки трудностей не представляют, то локомотив проще сделать двухосным. Не знаю, дойдёт ли когда дело до своей дороги, хочется конечно, но пока собираю информацию и обобщаю чужой безценный опыт.

                Ответить
            • Здравствуйте! Проблема осевых нагрузок решается, в том числе, и увеличением количества осей. Зачем нужна нагрузка в 500(!)кг на ось, на дачной ЖД, не очень понимаю? Я просто исхожу из чисто практического интереса. Что такого тяжёлого возить? Я вот, за без малого 10 лет, ДачЖелДорстроя, не помню ситуации, когда требовался бы такой огромный перевозимый вес. Максимум, что было (рекорд, установленный несколько лет т н) 16 мешков цемента одновременно. Общий вес поезда составил около 1 т. На мой взгляд, осевая нагрузка в 200/250 кг более чем достаточно. Ну может быть, как у Михайло 300. А больше зачем?

              Ответить
              • Навалить в двухосный вагон под тонну веса вряд ли надобность возникнет, а вот локомотиву вес не помешает. Тут у Михайло читал, что даже один гружёный под завязку вагон очень трудно в кривой с места стронуть. Лежнёвку такой локомотив конечно проломит.

                Ответить
                • В повороте всё зависит от радиуса — чем он больше, тем лучше. Если ставить тележки, то все проблемы решаются, правда, вырастает цена ПС.

                  Если лежнёвка сделана правильно (рельсовый брус без сучков, эпюра шпал от четырёх на метр, зарубка в шпалу от бокового увода и прочее), то всё возможно. Но металл более износоустойчив. И да, в кривых выроботка на дереве будет капитальная)))

                  Ответить
      • У меня тоже в одном месте есть перепад высот примерно метр на 10 метров пути, велодрезина что с разгона, что так забирается, но если с места стартовать на уклоне, то надо успеть запрыгнуть. Вверх велодрезина вагон уже не утащит — проскальзывает.
        вниз все, что не умеет тормозить летит как на американских горках, останавливаясь метров за 60 от конца уклона.

        Дачные локомотивы (некоммерческие) таскают в основном или гордого владельца в кабине или один-два вагончика с родней/гостями.

        Касаемо рельсов в теплице — у меня в детстве была книга «почемучка», там тетенька в огромной теплице везла в междурядье перед собой вагонетку, собирая туда огурцы, да и просто по фразе «рельсы в теплице» много чего гуглится — в больших теплицах рельсы — вещь полезная.

        Ответить

Добавить комментарий для nashpoezd Отменить ответ