ОВЖД 4.08 Специальность — ОНШК до 40-ка.

Осьми Вершковая железная дорога (ОВЖД), ЛО, Гатчинский р-н. Автор проекта – Михайло Орехов.

Адепты, энтузиасты, им сочувствующие и на огонёк заходящие — привет!

Наши постоянные читатели, которые читают нас уже более пяти лет, должны помнить, что ещё на заре строительства ОВЖД делал я кузов «Цистерна». И он даже успел засветиться на одном из фестивалей — Киндерфесте. После, поскитавшись по гаражам, кузов нашёл своё пристанище в тупике «Водяного поста».

По прямому своему назначению, как ни странно, данная конструкция не использовалась. И вот почему: была у меня идея сделать из неё не просто цистерну, а целую многофункциональную единицу для транспортировки воды. Идея то была, а вот в реализации что-то не срасталось. Бывает такое, знаете ли)))

Забегая вперёд скажу, что на выходе хотелось бы получить не только ёмкость для перемещения воды, но и иметь возможность из неё поливать. То есть сделать некую лейку на железнодорожном ходу объёмом литров в 200-ти. А для этого надо иметь на борту механизмы для набора и перекачки жидкости. И если на стационарных постах с этим легко справляется насос, то в местах без электричества надо иметь автономный источник давления.

И хотя принципиальная схема была придумана ещё прошлым летом до реализации дело не дошло. А тут жара, засуха, все источники воды выкачены и … надо возить воду. До участка способ проверенный — на машине. А как дальше?

Очередной осмотр «цистерны» новых идей не принёс. Точнее, идеи были, но уж очень не хотелось в герметично закрывающейся бочке делать ещё несколько отверстий. Плюс к этому очень не хотелось использовать металлическую фурнитуру, которая на даче буквально за сезон прикипает намертво, да и засоряется или закисает в кранах частенько.

И тут… так уж сложилось, что на старом участке засорились выходы сливной канализации с кухни и душевой и пришлось мне идти искать место засора. Трава по пояс, плюс какой-то мусор лежит ещё со старых строительств (газобетон, доски стары) под ногами и тут… бочка! Пластмассовая двухсот литровая бочка от старого душа! Вот это находка)))

Её мы привозили с другой дачи, положили на хранение, потом её кто-то переложил, о ней забыли, а тут нашли! И весьма вовремя. Быстрый осмотр данной ёмкости показал, что она как раз то, что нам нужно.

На неделе купил пластиковую арматуру и в один из выездов, а точнее сказать набегов на дачу, я решил собрать систему в пробном варианте. К сожалению, фотоаппарат тогда остался дома и этот первый опыт остался не зафиксированным. Но он показал слабые места и уже во второй раз дело пошло гораздо эффективнее.

Конечно, до идеала ещё далеко, да и сначала нужно будет сделать под цистерну специальную ходовую раму (тут уж по другому ни как). Плюс, добавить ещё одну бочку и некоторое количество арматуры, но это уже дело будущего. А пока вариант «Походный»)))

Итак, первым делом с бочки был срезан сливной штуцер. Причём, срезан ножовкой по металлу ибо пилить болгаркой нельзя — бочка то пластмассовая)))

Далее, отверстие расширил, собрал арматуру, применяемую на ПНД-трубу и приступил к изготовлению основания.

Так как основание делалось временным, то взял первое, что попалось под руку — куски брусков и доску. В итоге получилась мобильная конструкция, которую можно легко снять или поставить не демонтируя при этом кузова-платформу.

Сверху бочки имеется большое заливное отверстие, которое, в дальнейшем, приобретёт крышку. Тепловые тены пока не вынимал, сам тен впаян в бочку и чтобы его аккуратно демонтировать нужно время (которого сейчас нет) плюс иметь заглушку по диаметру, а это более одного дюйма.

Но старая бочка тоже не пропала — она стала основной ёмкостью для перевоза воды в машине. Благо, что герметичная конструкция позволяет её плотно закрывать и на полу машины остаётся минимум протечек.

Для набора предусмотрен быстро съёмный латунный переход. Он подсоединяется непосредственно к бочке. Для забора воды в канистры применяется мобильный кран на таком же быстросъёмном разъёме.

Кроме того, при наборе в бочку устанавливается специальный шланг для отвода воздуха. При заполнении бочки водой её излишек по этому шлангу перетекает в подставленную канистру. В этот момент главное не перепутать вентили и закрыть подающий, а затем стравливающий. Один раз я это перепутал и металлическая бочка с другого конца приобрела форму железнодорожной цистерны)))

В канистры всё набирается без проблем

Далее идёт короткая поездка по садоводству, большую часть которой составляют манёвры по въезду и выезду. Особенно тщательно они производятся на «Грузовом дворе», дабы поставить машину в метре от цистерны.

Затем собирается схема, представленная на фото, и начинается процесс перекачки воды из машины в цистерну

Чуть подробнее остановлюсь на самом процессе. Сделаю это исключительно для тех, кто захочет повторить данную систему в своём хозяйстве.

Вода из бочки и канистр сливается в промежуточную ёмкостью

Она нужна для того, чтобы насос не черпанул воздух. Особенно это актуально при переливе канистр (пока подтянешь, откроешь, закроешь и отставишь… а насос то качает)

К промежуточной ёмкости подсоединён шланг идущий к насосу

А с насоса шланг идущий в цистерну.

Дабы иметь контроль над насосом сделан простой выключатель-удлиннитеоь

После того, как цистерна набрана, она транспортируется до потребителя и там переливается. Для этого собирается следующая схема

Насос подключается к сливному крану цистерны, выключатель-удлиннитель запитывается в ближайшей розетке и устанавливается на заливную горловину (это необходимо для выключения на последних литрах при наблюдении за остатком воды через заливную горловину)

А вот непосредственным контролем заполнения ёмкостей для хранения занимается у нас специальный мастер, который получил название «Оператор наливочного шланга крепостью до 40-ка» или «ОНШК до 40-ка»

Здесь показан пример набора воды в баки на станции «Водяной пост»

Если нужно наполнить другие ёмкости, то цистерна подгоняется к ним на минимально возможное расстояние ( с учётом сливного шланга около пяти метров) и процесс повторяется.

Схема пока временная и будет потихоньку корректироваться в сторону упрощения и автоматизации процесса на всех стадиях, что позволит задействовать для её контроля всего одного человека вне зависимости от его возраста (груднички исключаются)))

А набрав всё, что можно было заполнить, мы сделали ещё одну поездку и, для полива на следующий день, набрали целую цистерну, которая была отогнана в тупик…

… и все канистры (200 литров в общем зачёте), которые были оставлены на «Грузовом дворе».

А утром следующего дня … пошёл дождь)))

7 комментариев к “ОВЖД 4.08 Специальность — ОНШК до 40-ка.”

    • Сначала тоже привозили, но огород был меньше. Потом, после того, как выкопали котлован под погреб, вопросов с водой для полива не стало — качай не хочу))) А вот в этот сезон высохло всё…

      Ответить
  1. Доброго здоровья, Михаил!
    Огромное спасибо за пост — тема транспортировки воды мне очень близка. Потому что сам не так давно построил водовозку и активно её использую.
    Сразу возникло множество вопросов)))).
    1. Какова производительность насоса? За какое время он перекачивает 200-литровую бочку?
    2. Почему такое трепетное отношение к воздушным пробкам в насосе? На всех фотографиях насос стоит на земле, ниже всех ёмкостей. Значит, вода, поступающая в него даже самотёком из любой из бочек, способна вытеснить из него воздух.
    3. Что за источник, из которого Вы набираете воду? Садовый вододпровод? Судя по всему, давление там не маленькое, раз выдавило днище у стальной бочки.
    4. Что такое «шланг крепостью до 40-ка»? Кг/см2?
    5. Я так понимаю, что развитие темы и создание «поливалки на колёсах» в дальнейших планах есть. В связи с этим вопрос по фразе «автономный источник давления». Планируете использовать насос с автономным источником питания или наддув цистерны сжатым воздухом? Или что-то третье?

    Белой завистью завидую вашему быстроразъёмному соединению. В наших строительных магазинах не встречал ничего подобного. Как оно правильно называется? Где покупали? Бывают под трубы бОльших диаметров?

    Моя водовозка — https://www.liveinternet.ru/users/modelist/post423844766/
    Зимой — https://www.liveinternet.ru/users/modelist/post431102245/
    Возможно, кое-какие технические решения будут Вам и остальным читателям интересны. А может быть и Вы мне подскажете что-то, до чего я ещё не додумался ))).

    Поздравляю с возвращением в строй Транспортёра! Удачи и новых свершений!

    С уважением. Николай.

    Ответить
    • Доброго здоровья, Николай!

      Отвечаю по пунктам:
      1. Насос Кама-10, старый советский. По ощущениям бочку перекачивает за 7-8 минут. Где-то 35 литров в минуту, на вскидку.
      2. Дело в том, что когда насос черпает воздух, то при его запуске надо отвинчивать пробку для спуска воздуха. Дабы этим не заниматься проще на последнем литре его вырубить и потом он с хода качает следующий объем.
      3. Источник — колонка и трубным насосом. Давление на отсечке реле около 3.5 атмосфер. Давление без отсечки (если вдруг реле зависло, не дай бог, конечно) около 8 атмосфер.
      4. Это шутливое название оператора взятое нами с миниатюры Михаила Жванецкого «Собрание на ликёро-водочном заводе». Правдо там был штуцерщик крана до 40-ка градусов, а у нас он стал оператором наливочного шланга)))
      5. Развитие темы будет объязательно, но чутка по позже. Для давления хочу применить наддув сжатым воздухом.

      Переходники на шланг покупал в магазине ОБИ. Их производит компания Lux. Бывают они до 1 дюйма.

      Ваши посты глянул мельком (сейчас на работе), но вечерком обязательно прочитаю, интересно)))

      Ответить
      • Нашёл в Интернете насос Кама-10. 1,8 кубометра в час — это 30 литров в минуту. Так и выходит.
        Я, кажется, догадался, почему не получится заполнить насос водой самотёком. В обоих случаях сливной шланг поднимается выше уровня воды в источнике (промежуточной бочке в первом случае и пластиковой цистерне во втором). Если в шланге есть вода, то она уравновешивает столб воды из источника, и тот не в состоянии выдавить воздушную пробку. Чтобы исправить ситуацию, можно на выходе из насоса поставить тройничок с продувочным краном. Кран открыл — воздух вышел, пошла вода — кран закрыл. Насос заполнен. Правда, для блокирования на момент продувки сливной магистрали (в которой вода стоит выше насоса) придётся поставить на неё ещё один кран или обратный клапан.
        Жванецкого, увы, не смотрел… Поэтому и вопрос такой возник))).
        Очень хочется расспросить про проект наддува… но не буду. Лучше дождусь, когда он будет осуществлён))).

        Ответить
  2. Помимо подобных быстроразъемных соединений на воду, бывают похожие головки для пневматических шлангов, которые просто созданы для микроколеек, так как точь-в-точь как железнодорожные, но поменьше. На штатовских микроколейках-пятнадцатидюймовках их в этом качестве и используют.

    Ответить

Добавить комментарий для admin Отменить ответ