ОВЖД 3.18 Подошел к финишной прямой.

Осьми Вершковая железная дорога (ОВЖД), ЛО Гатчинский р-н. Автор проекта – Михайло Орехов.

Адептам, энтузиастам, сочувствующим, заходящее-проходящим и всем, всем, всем – тепла этим летом и погоды посуше!)))

На Ленинградчине с погодой совсем туго – то дожди, то холодно. На огороде растет только лук, картошка и трава))) Цветы цветут дружно, причем все – и весенние, и летние, и осенние))) Вот такое пока лето.

Досыпаем песок.

Ну а я продолжу рассказ о строительстве банно-вокзального комплекса. К сожалению, разные отвлечения на закупку продуктов, окучивания картошки, постройку клумб, покосов травы, каких-то поездок туда-сюда и прочего летнего движения отняло много времени и самый тяжелый во всех смыслах этап – засыпки и трамбовки – растянулся почти на месяц.

Но терпение и труд, как известно, все перетрут. Так и у меня шаг за шагом, вагонетка за вагонеткой, слой за слоем, а работа сделалась.

В конце засыпки последней полосы, до укладки второго слоя геотекстиля, уложил в котлован дренажную трубу.

В дальнейшем дренажные трубы будут уложены и с другой стороны, пройдут под дорожкой и состыкуются с общей системой.

Песка немного не хватило, пришлось брать с уже засыпанного нижнего строения пути. На фото это от камней.

Но нет худа без добра – после завершения работ с баней северная горловина разъезда будет расширена  для установки тупика для отстоя ПС.

После засыпки и утрамбовки начался второй процесс по выравниванию всей площадки. К сожалению, помощников в этот момент у меня не было и пришлось сделать вот такое приспособление

Далее вкладываем доску-правилку между реек и правим

В итоге получилась вот такая вот площадка. Более 40-ка кубов песка, десять слоев с трамбовкой и проливкой.  Кстати, на фото хорошо видно, как фундамент бани наехал на прошлогоднюю отсыпку нижнего строения пути.

Теперь пару слов о дачной железной дороге.

Подбиваем опыт.

В целом дорога показала себя на твердую четверку. Были нюансы, была работа по их устранению, что-то придумывалось «по ходу пьесы».

Начну с накладного съезда.

Штука оказалась весьма удобной, но… если везешь большой вес, развесовка вагона не по центру, линия имеет поворот – нужно быть очень внимательным, иначе возможен сход.  К концу засыпки, когда путь пришлось поднимать и с первого раза, даже с разгона и с поливкой водой, было на съезд не заехать пришла запоздалая мысль о необходимости (на будущее) сделать съемную лебедку для заезда груженого вагоне на съезд. Хорошо бы ещё сделать доп тормоз на самом съезде.

И, конечно, стараться избегать установки съезда на подъеме совмещенном с поворотом. Это ребята просто жесть)))

Сцепка.

Так как для грузовых вагонов и Пчелки сцепка будет одной системы, а у Мушки и Пасвага сделана другой нужно будет изготовить спец переходник, для того, чтобы самодвижущие единицы могли буксировать любой ПС

Самосвальный кузов.

Куча по мелочам плюс доделка поливальной системы (замена мягких трубок на жесткие, надежное закрепление резервуара на отдельном кронштейне и тд). Да и покрасить бы надо кузовок, а то он чего то товарный вид потерял)))

Легкий путь.

Практика показала необходимость изготовления кривых участков и быстро устанавливаемых стыковочных элементов. Причем последние будут весьма отличаться от сейчас применяемых в силу специфики установки легкого пути.

Установщик ПС.

Все-таки надо изготовить один крепкий, устанавливаемый на путь, имеющий возможность жесткого крепежа  установщик. Можно, конечно, и доской пользоваться, да не всегда оно удобно. Плюс, бывают такие моменты (например, при установке на подъеме) когда поднимаемый ПС начинает движение вниз, а возможности подставить под него тормозной башмак нет.

Ну и по мелочам надо будет поработать. А в целом – на твердую четверку! И да, если бы не дачная железная дорога я бы до осени возил эти 40 кубов)))

 Переставляем путь.

Уже на последних  метрах засыпки котлована пришлось переложить железную дорогу в районе южной горловины разъезда. Фото до и после

А вот здесь хорошо видно насколько мне пришлось приподнимать дорогу для возможности установки накладного съезда при отсыпке третьей полосы котлована.

Кстати, ещё в прошлом году нам, при монтаже пути, не хватило «глухарей» (саморезов 6х40).  А к весне что-то я и забыл об этом моменте и полностью уверенный в том, что путь закреплен нормально начал грузоперевозки. Рельсы остались прикреплены только внутри пути и даже этого хватило, чтобы выдержать  груженую вагонетку.

Фундаментные блоки.

После засыпки котлована наступил этап установки фундаментных блоков – 40х40х20 на нижний ряд и 40х20х20 на верхний ряд.

Сначала опробовал перевозку легких блоков

Затем перешел к тяжелым блокам. Для этого соорудил импровизированную деревянную дорожку по которой перекатывал их от паллеты до вагонетки.

Кстати, практика показала, что удобнее возить такие блоки на ребре. Это позволяет загружать и выгружать их в одно движение.

На площадке сначала хотел использовать легкий путь, для подвоза блока прямо к месту, но потом остановился на второй деревянной дорожке. И не пожалел – сэкономил прилично времени.

За какой-то час или полтора было установлено более 10-ти блоков.

На следующий день к нижним блокам добавились верхние. Для их установки открылся мини бетонный завод)))

И уже к вечеру все блоки заняли свое место

Теперь их надо выровнять раствором по горизонтали (геометрия блоков плюс-минус сантиметра два и сверху все получилось криво-косым) и далее переходить к этапу постройки деревянной платформы на которую уже и встанет сруб.

Будем подумать.

Как только крайний ряд фундаментных блоков был установлен я взял метровый кусок магистрального пути и прикинул его «по месту», а далее, вооружившись рулеткой, немного позамерял  разные расстояния. Это, так сказать, работа для начала мыслительного процесса.

Во-первых, надо придумать, как сделать стрелку в южной горловине и какого вида она будет. Во-вторых, надо спланировать будущую платформу. В-третьих, надо спланировать северную горловину. Конечно, план развития всего этого участка есть, но порой небольшие детали на местности  способны внести в план коррективы.

Уже сейчас решено делать пассажирскую платформу каменной, так практичнее и удобнее для эксплуатации. Стрелка, видимо, будет совмещенной шлеп-остряковой, причем с закругленным удлинением  до крестовины. С северной горловиной вопрос пока открыт – по предварительным расчетам в него может поместиться платформа длиной 5-ть метров, две остряковые стрелки и тупик с путем метра в четыре.

Что выйдет – покажет время, но это работы уже августа-сентября (в лучшем случае), так как за время строительства бани накопилось много других, важных и не очень, дачных и общесемейных дел.

А на сладкое фото одного из участков после двух дней дождя)))

11 комментариев к “ОВЖД 3.18 Подошел к финишной прямой.”

  1. Добрый день, Михаил! Как у вас получилось, что разный стандарт сцепок на подвижном составе?

    Ответить
    • Мушка и Пасваг относятся к легкому подвижному составу, а вот Пчелка и грузовые вагонетки к тяжелому ПС. У них разница в высоте рамы около 10-ть сантиметров.

      Ответить
      • Михайло, и какое рашение в итоге принято по сцепкам? Переходник или как то переделывать под единый стандарт? Или может какой то промежуточный вариант еще есть. ПС: хотелось бы конечно и фото увидеть разных сцепок )

        Ответить
        • И еще чисто строительный вопрос. Вы фундаментные блоки устанавливали прямо на песочную площадку, никак не заглублялись и не закрепляли их? Нет ли опасения, что со временем часть блоков может дать просадку?

          Ответить
          • Да, блоки стоят сверху. У тестя на даче строительный вагон так уже лет 30-ть стоит, причем на глиняном склоне. Там под блоками только песок, а здесь песчаная подушка. Даже если где-то со временем просядет, то можно приподнять домкратом (благо вагонный на 50 тонн в хозяйстве имеется) и выровнять.

            Конечно, если бы это был домик из камня, то такой фундамент не подходит.

            Ответить
            • Я то же немного удивился, привык что все сваи вбивают или столбы вкапывают, но всегда надо делать поправку на местную гидрологию и зимы..

              А вообще прекрасно лицезреть ЖД в действии. Вагонетку загоняли и в хвост и в гриву, вот она краску и потеряла, но не потеряла вид — наоборот, как рабочий загар появился.

              Ответить
              • Раньше на севере под бревенчатый дом ставили по углам камни-валуны и все стояло долгие годы. Главное убрать воду с участка, тогда не будет пучения.

                Но тут надо ещё смотреть на материал стен — если дерево, то такой фундамент делать можно, а вот если металл или камень, то нельзя. Метал погнет (если только он не жестким каркасом сварен), камень треснет.

                Ответить
        • Думаю сделать пару переходников. Под один стандарт не получится)))

          Ответить
  2. Доброго времени суток!

    Касаемо стрелки в северной горловине, раз у вас там пустырь, я бы предложил вообще не стрелку, а трансбордер поставить. И получится у вас не один, а целых три полезных тупика, если звено, лежащее на фото справа, тоже будет использоваться как путь. С технической точки зрения, его сделать даже проще, чем стрелку (нет закруглений, нет крестовин, нет остряков), да и сарайчик для подвижного состава в перспективе можно надстроить — даже двухпутный.

    Ответить
    • Добрый день. Я бы не сказал, что трансбордер легче в изготовлении, чем стрелка. Там тоже свои заморочки есть. То, что он позволяет больше места экономить, это да. Но есть и минусы. Например ограничение по длине состава.

      Ответить
      • На месте того «пустыря» со временем будет выстроен дом))) Эта территория уже этой осенью будет благоустраиваться с этим учетом.

        А у трансбордера, как отметил Сергей, есть слабое место — длина состава. И если его устройство крайне полезно в депо и, скорее всего будет там реализовано со временем, то на разъезде только стрелки.

        Ответить

Добавить комментарий для Михайло Орехов Отменить ответ