ОВЖД 0.11 Постоянный путь. Часть 1. Шпалы.

IMG_3462Доброго здоровья, строители дачжелдоров и им сочувствующие!
Давненько не писал на блог, да и до интернета давно не добирался. Все, знаете ли, летние дела да заботы)))) А дел и забот хватает! Особенно много сил отнимает поливка огорода — воду надо набрать, привезти, перелить, перевезти до водяного поста, закачать наверх. В плане перевозки по участку активно используется подготовленный для железнодорожного пути участок. Честно говоря, эта дорога является сейчас основной магистралью)))

Но некоторые работы, пусть и косвенно, но связаны с осьми вершковой железной дорогой.
Во-первых, было закуплено ещё 20-ть кубометров песка. Он пойдет на засыпку/подсыпку двух строящихся станций – Водяного поста и Грузового двора. Предыдущий песок, как Вы помните, весь ушел на засыпку нижнего строения пути и по хозяйственным нуждам.
В этот раз за разгрузкой песка внимательно следило молодое поколение, предвкушая очередное дачное развлечение.
01
А уж как только самосвал отъехал, бросились на кучу.
02
Во-вторых, с соседом по соседнему участку провели работы по установке заборных столбов по границе. Бурили, мешали цементный раствор, заливали… Теперь ждем, когда схватится покрепче, чтобы натянуть сетку.
03
Плюс к этому необходимо до конца хотя бы сентября сделать большой грузовой въезд (станция «Грузовой двор»). А это – поребрики, отсыпка, столбы с решеткой под девичий виноград, столбы для ворот, ворота, электрическое освещение, и прочая, и прочая. Когда дорогой заниматься?)))
Но время для ОВЖД все же выкраивается. И сегодня расскажу о подготовке шпал.
Для начала я сосчитал количество необходимых мне для постоянного пути шпал — 99 штук. Как Вы помните, в прошлом году я делал два вида шпал – один из старой шпунтованной доски, один из новой доски сечением 50х100 мм. В этом году, длинными белыми ночами, перебрал все рельсовые решетки, отсортировал с новыми шпалами, раскрутил. Вот они, прошлогодние «новые» шпалы.
04
Весьма пожалел, что сразу не обработал их пропиткой. Земля, песок и прочая радость толстым слоем покрыла места, которые соприкасались с землей и по которым ходили. Но их мало, что делать? Покупать новые!
05
К сожалению, на базах вся древесина идет если не сказать сырая, то влажная уж точно. Поэтому пришлось положить доски для просушки – благо теплые деньки позволяли ускорить этот процесс.
06
После того, как доски подсохли, настал этап распиловки или, как я его называю, шинковки досок.
07

08
После распиловки я внимательно посмотрел на получившуюся работу, покрутил будущие шпалы в руках, подумал, вздохнул и … пошел за электрорубанком. Да друзья, я принял решение отстрагать доски. Почему? Рассказываю:
1. К сожалению, свежепиленная на пилораме доска имеет весьма значительные отклонения по толщине и ширине. Причем эти изъяны могут усугубиться при сушке. И если ширина нам не так важна, то плоскость соприкосновения шпалы с нижним строением пути, в нашем дачжелдоровском случае, весьма актуальна. Ведь кривая доска может соприкасаться лишь в паре тройке мест и, соответственн, неправильно распределять нагрузки. На мой взгляд, это нужно учитывать при прокладывании постоянного пути.
Плюс к этому свежепиленная древесина на базе имеет разброс плюс-минус миллиметров 3-4. А это говорит о том, что все шпалы будут по высоте разными. И хотя 3-4 миллиметра вроде как и не много, но в размерах дачной железной дороги это заметно.
2. Струганная древесина меньше впитывает пропитывающий антисептический состав. Дольше сопротивляется гниению. Буквально весной этого года я случайно выкопал вросший в землю года три назад отстроганный и обработанный брусок. Он, видимо, случайно упал в траву да так в ней и остался. Отмыл его от земли и увидел, что древесина сохранила все свои первоначальные свойства.
3. Не последнее место занимает и визуальное восприятие железной дороги на садовом участке. Мы ведь для себя делаем и для наших близких. А садовый участок это не промветка и не торфоразработка, согласитесь. Да и перед соседями надо «держать марку»)))
Поэтому достал я свой старый рубанок, наладил его и началась строжка.
09
10
Первым делом отстрогал новые шпалы. Сильно не снимал, как говорят, не рейсмусил))) Но плоскость старался выравнивать полностью.
Со старыми шпалами дело обстояло сложнее. Грязь, нанесенная осенней эксплуатацией пришлось счищать корщеткой. За эту операцию отдельное спасибо добровольным помощникам.
11
Честно скажу, что уже на половине процесса я затупил ножи и часть шпал пока остались недоструганными.
А после покраска – пропитка антисептиком с колером. Цвет – венге. На фото видны три шпалы пропитанных один раз, а остальные два.
12
До рельс пока не дошел. Их тоже надо полностью обрабатывать – шкурить, в некоторых местах выводить ржавчину, грунтовать, красить.
Плюс к этому остается открытым вопрос подуклонки. Вариант зарубки декселем в шпале отвергнут, а вот замена ему… Есть пара задумок, но… Короче говоря, если есть мысли пишите в комментарии)))

П.С. На данный момент обитаю в городе, делаю ремонт на кухне. Фаза роботы — «Аврал». Поэтому на дачжелдорстройке вынужденный простой)))

4 комментария к “ОВЖД 0.11 Постоянный путь. Часть 1. Шпалы.”

  1. Здравствуйте Михаил! Давно не писал коментарии, хотя регулярно читаю о Ваших достижениях и маленьких победах. Мой дед в свое время, пропитывал древесину 20% водным раствором медного купороса-для контакта с землей, а на крышу и лаги 10% раствор. Лучше всего окунанием для глубокопропитки тоцов, гниль начинается чаще именно с этих мест. У Меня был личный опыт покрытия антисептиком с помощью садового опрыскивателя- перестраивал дом.Хотя цвет у покрытия голубой, но можно попробовать тонировать Вашим варианом химии или морилкой. Кстати что-то случилось с форумом «750 мм», нет фотографий. С уважением Вячеслав!

    Ответить
    • Доброго здоровья, Вячеслав.
      По пропитке — спасибо за совет. Я, честно говоря, тоже склоняюсь к мысли о том, что самым «гнилым» местом шпалы будет её подошва. Для предотвращения данного действия я специально сделал слой щебня — дождь пройдет, просочиться сквозь щебень, а ветерок шпалу подсушит. Но думаю, если останется время и теплая погода, подошву шпалы покрасить масляной краской. Заметил, что крашенная древесина тоже весьма долго сопротивляется гнили.
      По форуму 750мм — знаю, что форум переехал а новую площадку. Возможно отсутствие фотографий дело настройки форума, которая, как я понимаю, ещё идет. В противном случае будет жаль потерянных фотографий в теме Павла Чилина.

      Ответить
  2. Добрый вечер! Хотел задать вопрос по нижнему строению пути Вашего исполнения. Основная баластировка выполнена из песка, поребрик из древесины, сверху очевидно будет щебень. Когда занимался заливкой полов первого этажа вычитал, что оптимальная толщина слоя щебня для защиты от капилярной влаги, является слой в 100 мм, а подсыпку под фундаменты лучше выполнять либо из крупного песка ( он не размывается водой и хорошо трамбуется с проливкой водой), либо щебнем без песчаного слоя. Со временем доска может подгнить и разрушится, что возможно вызовет осыпь верхнего слоя? При сильных дождях нысщенный влагой пылеватый песок течет как вода-это из опыта. Как вариант установить бетонный поребрик, все же магистраль и внешний вид будет великолепный. Впрочем, возможно Я что-то не учел? С уважением Вячеслав!

    Ответить
    • Деревянный поребрик сгниет лет через пять. Но за это время внешняя дернина зарастет травой и песок, лежащий в мешке из геотекстиля, так и останется в нем лежать. Это уже проверено на других «объектах».
      Возможно даже, что через какое-то время слой земли будет даже выше отсыпки. Тогда придется дорогу приподнимать и подсыпать щебень.
      Делать всю засыпку из щебня — весьма накладно. И нужно ли это для дачной дороги? На мой взгляд — нет. Если взять опыт первопроходцев и один и второй сыпали просто песок. У Павла Чилина, по моим наблюдениям, путь стоит нормально даже без щебня.
      По поводу вымываемости — в один день прошла гроза. Сильная гроза. Дождь шел буквально стеной. Там, где песок лежал открытым остались заметны следы ручейков. Там, где над песком был слой щебня каких-либо процессов «разрушения» я не заметил.
      Чисто из тактильных ощущений, благо дорожка используется в пешем/велосипедном/тачечном варианте по полной программе, стоит крепко.

      Ответить

Добавить комментарий для вячеслав Отменить ответ