ОВЖД ПЗ 1.00 Год в строю!

Сегодня веськовской микроколейке исполнился год. Кратко подведем итоги.

Созданная за пару вечеров год назад ручная дрезина была той осенью поставлена на отрезок совмещенного пешеходно-железнодорожного пути. Тогда активно велось строительство кемпинга и было совсем не до железной дороги. Снег засыпал участок и прокладывать совмещенный путь решено было весной, когда и земля оттает и стройка минует фазу «нулевого» строительства, пересекающего траекторию дороги.


Дрезина строилась без чертежей, но с четким пониманием того, что должно получиться. Отталкиваться было от чего — за плечами непродолжительный, но крайне насыщенный опыт эксплуатации переславской узкоколейки. Плюс уже существующие колпары наложили некоторые ограничения на конструкцию дрезины.


В итоге получилась весьма универсальная «боевая единица», способная и доски шестиметровые перевозить сквозь весь участок, и объемные тюки сена, и гору шин, и лестницы, и панорамные окна, и всяческую мелочевку (не бегать же по сто раз, накидал на дрезину всё нужное и разом отвез).

Так же дрезина оказалась легкой в управлении, чем очень понравилась детям. Ну и нашим горничным, позволяя так же разом перевозить все необходимое для уборки домиков на деревьях.

Теперь минусы:

Дышло. Когда оно одно, велика вероятность проскальзывания одной колпары относительно второй, вследствие чего происходит заклинивание колпар дышлом. Надо или ставить второе (с отклонением в 90°, как на паровозах), или не ставить вовсе. Естественно, за неимением времени на сборку второго, существующее было пока что снято (ну и жду материал от нашего админа по интегрированию подшипника в рычаг).

Еще один минус — вертикальная неподвижная стойка, сваренная на века, выдерживала гнет строителей, гостей, разгонявшихся до неприличных скоростей, но не выдержала детских катаний. В общем, если ты — взрослый — не можешь что-то сломать — просто дай это детям. В итоге стойка была проварена с дополнительными распорками. Они находятся под обшивкой и не нарушают эстетику внешнего вида.

По дрезине, в принципе, всё.

Теперь сам путь.

Той осенью вместе с дрезиной в зимовку отправился шестиметровый отрезок совмещенного пути. Зима была типичная наша — с плюс одного до минус 37 и обратно, со снегами-дождями-снегами-дождями. Путь чистился (имитировалась обычная зимняя жизнь дорожки).По наблюдениям — совмещенка — это конечно не про зиму. Снег забивается в межрельсовое, там прессуется в лед. Да и эксплуатация переславской узкоколейки доказала один факт — чем выше рельс — тем проще зимовать. Полноценной зимней эксплуатации дрезины на ОВЖД еще не было, так что самое интересное впереди)))


Ну а с окончанием зимы 2020-2021, когда сошли снега, и вода (в нашем болотистом краю) наконец-то впиталась в землю, пришло время проложить по участку путь. Схем было две — одна кольцевая, другая линейная. Естественно, линейная требовала меньше материалов, была более практичной, захватывая на своем пути все важные строения.


Кольцо, конечно, в разы интереснее с точки зрения покатушек, но практичность всегда первостепенна. Ну и на данный момент всё ещё сохранена на участке зона отчуждения для строительства кольца. Только, с огромной долей вероятности, строить я его не буду. Экономически не выгодно)))) А душу отвести — и этой линии хватает. Покатался и дальше по делам бежать.


В итоге железная дорога на всем своем протяжении совмещена с пешеходной дорожкой, проходит от парадной калитки до калитки к озеру, длина 84 метра, 4 кривых участка. И одна площадь. Эта площадь — важный элемент дороги, которая не имеет ответвлений и тупиков для дрезины. И вот чтобы дрезина не мешала проходу людей по совмещенному пути, появилась площадь 6×4 метра перед чайным домиком. Тут стоянка дрезины по умолчанию. Тут ее легко обойти. Тут можно впервые в жизни встать на дрезину и понять принцип ее движения. Тут главная остановка.


Весь совмещенный путь — это сочетание рамчаток и дощатого настила. Путь самозажатый. Доски вкруг пропитаны антисептиком, сверху покрашены. Контакт с поверхностью земли через подкладки. Вес распределяется равномерно. Особенности грунта участка — несколько сантиметров плодородного слоя, далее полтора метра вглубь песчаный плывун, ниже гравийная подушка. Выкапывать в песке траншею, чтобы засыпать ее песком — так себе идея. Просто подснимался плодородный слой и на веками утрамбованный песок укладывались подкладки.


Впереди зима — встреча готовой дороги со стихией. Поживём-понаблюдаем.

Что сказать в финале уходящего первого года маленькой железной дороги?

Она нравится гостям. Это радует. Она практически не требует к себе внимания — это так же радует))) Дрезина получилась настолько универсальной, что я, в принципе, даже и не знаю, что еще из подвижного состава построить для ОВЖД. А если помнить про то, что дорога эксплуатируется гостями, то вторая подвижная единица на одноколейном пути — да представьте детское воображение — да представьте детскую неугомонность — вот-вот, ну его нафиг)))


И сцепки в ту же степь. Дорога, если она расчитана на эксплуатацию не одним лишь хозяином — чем проще — тем лучше.


Грядущая зимняя жизнь ОВЖД видится пока так — ездить до победного, пока льдом не забьет межпутье. Потом остановка движения до оттепелей. Той зимой еле успевал ПЗУЖД откапывать-отдалбливать, на две жд меня точно не хватит. Дорожка будет чиститься только для пешеходинга.


На этом и закончим, держа в уме тот факт, что есть помещение под мастерскую, гора колесных пар, гора колес, гора купленного задешево металла и небольшое желание построить трамвай.

5 комментариев

Добавить комментарий для Михайло Орехов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.