Обогрев жёлоба рельса.

Приветствую адептов, энтузиастов, сочувствующих и в гости заходящих!

Весна шагает по Ленинградчине, а я всё никак не мог произвести испытания одного очень нужного в дачном железнодорожном хозяйстве девайса. И честно скажу, наверное первый раз я ехал на дачу с желанием увидеть там снег, а ещё лучше лёд))) И мои надежды оправдались — и снег был, и лёд был, и испытания прошли.

Хотя сегодня рассказ будет о предыстории данного действа и первого, не совсем удачного, опыта. Но на ошибках, как известно, мы и учимся. Точнее, работаем по схеме проб и находок, а ошибки воспринимаем, как обкатку на практике теоретических домыслов)))

Итак, есть на железнодорожном пути такие его участки, на которых путь зашивается под уровень головки рельса досками или плитками, а то и заливается бетоном. Я говорю об участках, на которых путь зашивается в пешеходную дорожку или площадку. В этих местах с внутренней стороны колеи у рельсов делаются небольшие углубления, жёлоб, для того, чтобы могла пройти реборда.

И вот в этом углублении очень часто скапливается какой-либо мусор — песок, маленькие камушки, опилки, веточки и прочее. Летом данный хлам проблем не представляет — взял метлу да и вымел. А вот зимой… зимой это всё пропитывается влагой, в углубление попадает вода, скапливается в нём, замерзает и начинаются проблемы.

Точнее, проблема одна — реборда наезжает на ледышку и начинается пробуксовка, если ПС самодвижущийся. А если это вагон, то он может просто выскочить из колеи и уехать совсем не туда, куда мы предполагаем, со всеми вытекающими последствиями. И встаёт ребром наш любимый вопрос — как решать данную проблему?

Вариант первый — засыпать солью.

Из плюсов данного метода только разморозка участка. А вот минусы более коварны. Во-первых, соль будет скапливаться в данном месте и разъедать метал рельса. Во-вторых, вымываясь из углубления соль будет оказываться в почве. А у нас участок-то не промышленный, вокруг кусты, цветы, грядки.

Вариант второй — лом.

Вариант экологичный, но весьма муторный, требующий много физических сил и особой меткости. В противном случае лом может приземлиться либо на рельс, либо на зашивку. Что будет с данными элементами после данной встречи… могут помяться (в случае с рельсом), или отколоться (в случае плитки), или расколоться (в случае с деревом).

Вариант третий — топить.

Топить — значит воздействовать теплом. А тут мы имеем два пути — воздействовать теплом снаружи рельса или изнутри него. В случае «изнутри» мы можем применить либо специальный кабель, либо подать в рельс (при условии, что рельс у нас пустотелый) тёплый воздух.

Первый случай эффективен, если Вы проживаете на участке постоянно и можете включать и отключать обогрев по мере необходимости. Либо, регулировать температуру нагрева. Во втором случае нам необходим очень мощный агрегат позволяющий и быстро нагревать воздух и подавать его под большим давлением. Рассмотрев оба этих способа я решил остановиться на методе

Греть снаружи.

Во-первых, было необходимо определиться с агрегатом нагревания. На его роль рассматривались фен промышленный и паяльная лампа. Предпочтение было отдано лампе из-за её мобильности.

Во-вторых, нужно было определиться, как эта лампа будет установлена, на что будет установлена, какое воздействие может иметь на окружающие предметы и прочая. Сразу скажу, что я делал выводы исходя из практики использования лампы в тёплые сезоны (укладка кровли, нанесение битумных пропиток и тд), а это было весьма, как оказалось позже, опрометчиво)))

Проанализировав свой опыт и сопоставив его с техническим заданием, я решил, что лампа будет располагаться в специальной каретке, которая, в свою очередь будет шарнирно крепиться к вагонетке. Для обеспечения безопасности и в целях защиты лакокрасочного покрытия рельса воздействие прямого огня в зону плавления исключалось.

За ходовую основу взял маленькую хозяйственную вагонетку, на которую прикинул все агрегаты.

В качестве отвода прямого огня я применил сантехническое колено с приваренным к нему сужением, примерно под раструб лампы

С наступлением заморозков я провёл полевые испытания. Для этого установил лампу и колено над ледяным полем и буквально через пару минут имел пятак чистой земли.

Далее приступил к шарнирному узлу каретки.

В целях обеспечить защиту конструкции от горячих газов и от нагретого колена я решил поставить огнезащиту из шамотного кирпича. Так как толщина самого кирпича оказалась большевата я его располовинил, и уже половину прикрутил к каретке.

Расположение колена было выбрано так, чтобы основной поток воздуха приходился как раз в середину жёлоба.

Конструкция позволяла перемещать паяльную лампу на каретке в горизонтальной плоскости от одного рельса к другому.

После сборки  данное изделие прошло полевые испытания. К сожалению, в рабочих условиях всплыл целый букет разных нюансов. Например, оказалось, что обогревать рельсы по очереди весьма неудобно, пока греешь в одном месте во втором нагретое уже замёрзло. Оказалось, что паяльная лампа не способна работать в одном режиме долгое время. Да, её можно подкачивать, но это, в данном случае, неудобно, а падающая мощность сказывается на работе. Оказалось, что вагонетка зависает на ледышках и их надо предварительно скалывать, а затем уже протапливать жёлоб.

Короче говоря, опыт был проанализирован, выводы были сделаны, что-то завершило свою работу (разговор о вагонетке), что-то отложено в сторону до лучших времён, а что-то переработано в более полезные для хозяйства изделия.

Я же приступил к изготовлению второго варианта плавилки, который уже на проектном этапе получил название «Змей Горыныч». Сейчас он прошёл полевые испытания получив по их результатам твёрдую четвёрку. Осенью доработаю его до пятёрки и проблема обогрева желобов будет закрыта. Рассказ об этой работе в следующем посте)))

44 комментария

Добавить комментарий для Александр Степанов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *