Обогрев жёлоба рельса или «Змей Горыныч».

Приветствую адептов, энтузиастов, сочувствующих и в гости заходящих!

Продолжаю рассказ о весьма необходимом приспособлении, особенно при зимней эксплуатации дачной железной дороги, которое позволяет растапливать лёд в жёлобе рельса.

В прошлом рассказе я поведал о первом своём опыте, а сегодня расскажу о том, что вышло в результате анализа полученного опыта. Хотя, скажу сразу, устройство пока не доделано и имеет свои слабые места. Но до следующих зимних стуж я постараюсь их доработать и тогда проблема отогрева жёлобов, контррельсов на стрелочных переводах, а также перьев на них будет закрыта.

Итак, после полевых испытаний первой грелки-горелки решено было внести следующие коррективы:

1. Вместо маленькой хозяйственной вагонетки применить вагонетку «Помощница». Да и предусмотреть возможность размещения на ней съёмных агрегатов для выполнения различных хозяйственных работ.

2. Вместо одного сопла установить два, на каждый жёлоб.

3. Заменить бензиновую горелку газовой.

Первым делом начал с вагонетки. Для возможности использования на ней разных агрегатов сделал переходник, который крепится к штатным отверстиям крепежа сидений (напомню, что на Помощнице можно устанавливать сиденья от Пасвага).

Далее, на этот переходник был изготовлен кронштейн для установки на нем газовых горелок. Так как их лучшее расположение можно было узнать только в полевых испытаниях я предусмотрел возможность переставлять оные. Также, данный кронштейн может подниматься вверх, что позволяет удобно зажигать горелки.

В качестве резервуара для газа был взят обычный 25-литровый баллон. На нем был установлен газовый редуктор (от горелки). Шланг через переходник подходит к каждой горелки. Регулировку, как показали испытания, проще осуществлять с вентиля баллона — он и ближе, и ход у него меньше.

Полевые испытания прошли уже в конце марта, так уж получилось. Но условия испытаний были весьма сложные — 3 сантиметра льда до УГР плюс жёлоб.

Мощности двух горелок хватало не только растапливать лёд в желобах, но и очищать от него межколейное пространство.

Дабы не расходовать газ на это пустое, с точки зрения испытаний, действие я взял ломик с приваренным на конце топором и счистил между путье.

После этого дело пошло на порядок быстрее и вот уже времянка на Грузовом дворе чистая

Для того, чтобы оценить воздействие прямого огня горелки на деревянную зашивку привожу фото наиболее подгоревшего участка

Следующая часть испытаний прошла на части пути, которая зашита бетонной плиткой. Тут я не стал сильно применять лом, а потихоньку подкалывал начинающий плавиться лёд впереди Горыныча.

Минут за пятнадцать — двадцать восьми метровый участок был чистым

Испытаниями я остался очень доволен и по их результатам Змей Горыныч получил твёрдую четвёрку.

Что надо сделать для пятёрки:

1. Купить специальную зажигалку для газовых горелок. Спички в этом деле малоэффективны, свечка чуть получше, но тоже далека от идеала.

2. Газовые горелки надо спрятать в жёсткий металлический короб сантиметров 50-т в длину. Это нужно, во-первых, дабы не тратить тепловую мощь а обогрев улицы, а, во-вторых, сделав ещё один короб, но уже разместив его на вагонетке, отапливать газовый баллон и оператора.

Казалось бы — зачем греть баллон? Но не всё так просто))) Мало того, что зимой в нём должен быть зимний газ (по количественной смеси газов), так ещё он при таком расходе сильно замерзает.

При наплавлении кровли рабочие просто самой горелкой его подогревают. В моем же случае проще отвести отработавший, но ещё тёплый воздух. Плюс, этого тёплого потока хватит и на обогрев оператора установки, что зимой немаловажно)))

3. Сделать съёмную ручку. Была мысль прицепить Мушку и ей толкать или тянуть устройство, но проще, как опять же показала практика, делать это вручную. Некое подобие коляски с ребёнком — чуть туда, чуть обратно)))

Но в целом, повторюсь, я доволен.

В качестве послесловия.

Во-первых, хочу поблагодарить всех за высказанные предложения по вопросу обогрева желоба. Такого обмена мнениями у нас давно не было — более 40-ка комментариев.

А, во-вторых, хочу высказать по ним свои мысли.

Много предложений было по использованию греющего шнура. В целом, это весьма интересный способ, но, как я уже писал в ответах к предыдущему посту, на мой взгляд узкоприменимый. Это связано с тем, что для его реализации нужно использовать электричество, и использовать его ниже уровня земли. Тем более, что эти участке подвержены физическим нагрузкам. А 220 вольт, на мой взгляд, на даче весьма опасно.

Плюс к этому, длину любого участка при обогреве шнуром надо умножать на 2. Следовательно цена его сложиться из кабеля умноженного на два плюс разных соединительных элементов (тоже умноженных на 2). К тому же кабель греет постоянно, а нам это не надо — убрал снег с желоба и до следующей уборки может пройти и пару недель, снег то не каждый день идёт)))

Поэтому, если живёшь на даче постоянно, то кабель это удобно — когда надо включил, а потом выключил. А когда приезжаешь наездами, да эти наезды ещё и могут быть спонтанными, то кабель… Не совсем удобно)))

Но есть ещё ведь и стрелочные переводы, которые нужно обогревать, да и на самих рельсах могут намёрзнуть ледышки или участки с ними. Тут уж без автономной грелки ни куда)))

Были предложения по парогенератору… Мониторил я этих зверей, штуки весьма громоздкие, тяжёлые и дорогие. Конечно, утонуть зимой в облаке пара хорошо, да только если этот пар с бани))) Использовать для этих целей дачный паровоз… так ведь всё упирается во время — приехал и максимум через час путь должен быть готов. В противном случае проще откопать тропинку и перевезти всё на тачке или перенести руками.

Было предложение лить воду. Согласен с тем, что горячая вода быстро топит лёд, но её в случае желоба надо весьма много, а зимой вода, как правило, привозная. И если нужно в одном месте обогреть и объёма чайника хватит, то это вариант. А если нужно таких чайников штук 20-ть, то на счётчике электропотребления добавится неприличная цифра к общему показанию)))

Вот такие мои мысли. Как говорится — можно кидать тапками))) Пишите комментарии, предлагайте, ведь в каждом конкретном случае лучшим будет только один вариант. И что не подошло мне, может подойти Вам. Делитесь опытом)))

23 комментария к “Обогрев жёлоба рельса или «Змей Горыныч».”

  1. Доброго времени ! В первом обсуждении участия не принимал, так как догадался с разу что будет во второй части рассказа))) По поводу кожуха для обогрева баллона и оператора.Сложно будет направить горячий воздух в противоток пламени горелок. Может просто вынести баллон в перёд и закрепить над горелками . В таком случае конструкция кожуха будет проще и эффективнее .

    Ответить
    • А там не будет противотока, там будет завихрение снизу — вверх — вбок. Пока плавил встречный ветер несколько раз меня так обдувал)))

      Да, баллон в дальнейшем планирую размещать ближе к устройству. Сейчас просто шланг не хотелось резать, все-таки было испытание.

      Ответить
  2. Добрый день! Михаил, а какой расход газа и соответственно себестоимость работ? Сколько будет стоить обогреть весь путь? Или, допустим, стоимость 1 метра?

    Ответить
    • У меня на баллоне стоит только редуктор, счётчика нет))) И весьма сложно высчитать расход, ибо надо учитывать и ветер, и температуру воздуха, и толщину льда.

      Ответить
      • Понятно. Но тем не менее эти расходы стоило бы тоже учитывать. Особенно, если вспомнить недавнюю тему «Сколько стоит ДачЖелДор»)) хотя, конечно, они и не столь велики.

        Ответить
      • Можно баллон взвесить до и после работ. После нескольких раз уже можно будет обобщить статистику.

        Ответить
        • Метод со взвешиванием хороший. Надо будет следующей зимой его опробовать, благо, чьл большие медицинские весы в хозяйстве имеются)))

          Ответить
  3. Вобще огонь!!!

    Если меня спросят — какой я вижу ОВЖД через 10 лет, в моём воображении всплывёт картина на которой огромный самодвижущийся космический механизм изрыгает плазму бортовыми огнемётами.

    А теперь по делу:
    1) Михаил, мне кажется Вы греете атмосферу. Очень много чего лишнего приходится плавить, не проще ли сконцентрировать внимание на канавке? Я конечно не противник глобального потепления, но всё же. По-моему в зоне горения просто напрашиваются накрывающие кожухи, чтобы максимально продлить пребывания тёплого газа в рабочей зоне.

    2) родилась ещё одна идея сложная к исполнению — колёсная пара с подогреваемой ребордой. Греть колесо опять же можно либо прямой струёй горячего газа заключённого в специальный жаропрочный воздуховод, либо индукционным методом по типа как в современной плите, либо просто встроенным ТЭНом.
    2.1) с прямым подогревом струёй газа от горелки есть сложность в изоляции тепла от подшипников. Надо уносить подшипниковый узел подальше от колеса или делать колесо композитным с малой теплопередачей на ось. Попутно струя газа после колеса может помогать плавить окружающую среду.
    2.2) индукционный метод мною слабо изучен, знаю что в сильном магнитном поле в проводниках возникают сильные греющие токи. Такой принцип используется в домашних плитах и промышленных тиглях для расплавления металла. Правда для этого нужен генератор, установленный на ПС и тележка из специальных материалов. Сама начинка индукционной печки мне попадалась в продаже и стоит адекватно. Можно кстати греть этой штукой не колпару а сам рельс, перемещая источник вдоль пути.
    2.3) встроенный в колесо подогревательный элемент так же осложняет схему наличием генератора. но самая главная проблема это щёточный токосъёмный механизм чтобы на вращающуюся колпару передать ток. Это сложная задача сопряжённая с дополнительными защитными мерами и увеличению опасности П.С.

    3) Кроме того, в пару к подогреву, напрашивается агрегат, который выдувал бы направленной струёй сжатого воздуха всё расплавленное из канавок. Уже расплавленная вода ведь продолжает стремительно забирать тепло и мешает работать.

    4) Думаю, чтобы оценить систему, надо проводить испытания в разных температурных условиях. Сейчас относительно тепло. А если приехать в пятнадцатиградусный мороз после оттепели? Сможет эта штука отогреть и не будет ли вода сразу же застывать в канавке снова?

    Ответить
    • по 2.1) Есть готовое решение не просто для подогрева но и для направления струи — вентилируемый тормозной диск от автомобиля. Там вдоль всего диска расходящиеся воздуховоды. В районе ступицы проточка, дающая доступ к этим вентиляционным шахтам. Можно опять же неподвижным кожухом ограничить доступ горячего воздуха только в те воздуховоды которые сейчас направлены вниз. подача струи горячего воздуха должна осуществляться в осевом направлении ближе к ступичному расширению диска.

      Ответить
    • Греть рельсы используя колесо в качестве промежуточного элемента совсем не продуктивно будет. Всё тепло в воздух. У колеса и рельса очень маленькое пятно контакта, соответственно и теплопередача будет плохая. Даже если удастся подтопить лёд в жёлобе колесом, то вода потом опять быстро замёрзнет охлаждаясь об рельс.

      Ответить
    • В конце поста я писал, что кожух будет и, следовательно, повысится производительность и газ не будет замерзать.

      Топит штука хорошо, причём топит до выпаривания. Если не полениться и убрать верхний снег/лёд, как я это потом сделал, то процесс ещё более ускоряется.

      Ответить
  4. Вот уж насколько я живу набегами, но как-то всегда лопаты хватало (совок и снеговая), дабы прочистить эти небольшие пару сотен метров. За исключением схода лавин с огромной площади крыши. Но кучу под два метра газом не поплавишь, там только лом или лень (само растает)))

    Из опыта — что усложняет уборку снега, так это его спресованность. Пару раз по сугробу над жд проехал снегоход и все — снеговой лопатой не уберешь уже. То есть, как набег — так полчасика на расчистку пути, даже если завтра снегопад.

    Сейчас -весной — приятно наблюдать как солнце нагревает рельсовый металл, делая за человека всю работу.

    Вам, конечно, тяжелее с желобами, задумывался тоже замостить межпутье (межрельсье?) на дальних участках пути, но что-то прямо теперь в раздумиях — или такую же горелку изобретать (чего не хочется, не люблю газ и огонь) или зимой там просто не кататься, просто расчищая межрельсовую зашивку лопатой для пешеходинга.

    Про греющие провода — это просто поговорить и забыть. В условиях дачи это никому не надо — слишком много геморроя с ними, опасно, дорого, ненадежно, неудобно.
    Да, я за плазму на ОВЖД в ближайшие годы.

    Ответить
    • Да, снег надо убирать сразу и по нему не ходить/ездить. Если он слежался, то лом/лопата и вперёд)))

      Ответить
  5. Собственно, уже по названию «Змей Горыныч» было понятно, что речь идёт о чём-то огнедышащем.
    Много тепла уходит на обогрев атмосферы, это верно. Но тут ситуация как с реактивным двигателем в авиации. Несмотря на то, что КПД у него существенно меньше, чем у поршневых моторов, его преимущества (малый вес, огромная мощность и т.д.) оказались настолько весомыми, что сейчас альтернатив ему практически нет. Так же и «Змей Горыныч» — он просто удобнее и быстрее в работе, чем всё остальное. Пусть и с малым КПД.

    Кожух, направляющий тепловой поток — дело, конечно, хорошее. Но я вижу два его серьёзных недостатка.
    1)Он должен быть довольно-таки объёмным и громоздким, а значит, будет занимать прилично места при хранении в не таком уж большом депо.
    2)Он будет просто мешать наблюдать за процессом плавления льда и контролировать его.

    Мне кажется, что вместо кожуха Горынычу нужна третья «голова». Свободная, на достаточно длинном (2-3 метра) шланге.
    1)Ею можно периодически подогревать замерзающий баллон.
    2)Ею можно отогревать третий рельс на стрелке одновременно с двумя, по которым едет вагонетка. Чтобы не загонять вагонетку на второй путь специально для отогревания этого рельса. Также можно отогревать замерзший механизм перевода стрелки.
    3)Ею можно зажигать две основные «головы», не поднимая их и не нагибаясь к ним.
    4)Змей Горыныч должен быть трёхголовым. Иначе это не настоящий Змей Горыныч)))).

    Ответить
    • Про третью голову думал и для некоторых работ она действительно удобнее. Например, если надо отогреть механизм стрелочного перевода, который располагается за габаритом пути, то третья голова действительно полезна.

      Что касается процесса наблюдения, то он не нужен — вы толкаете вагонетку и как только она упирается в лёд сразу чувствуется. Плюс, после двух — трёх применений данного агрегата чисто интуитивно будет понятно, растопилось или нет.

      Ответить
  6. Ну что-ж, первый тапок пошёл)))) Если стоит задача просушить путь то данная установка свою функцию выполняет. Но если путь нужно только расчистить для движения, то предлагаемый метод сложный, долгий и дорогостоящий.

    Ответить
    • Если путь надо расчистить для движения нужна простая лопата))) А вот чтобы движение было в районе зашивок пути нужна данная приспособа. Греет быстро, пользоваться может и ребёнок, по стоимости электричество на даче на порядок дороже городского, а газ всегда после лета остаётся в баллонах.

      Ответить
      • Электричество у меня в городе и на даче примерно одинаково. Как то я посчитал и получилось что по стоимости тепло от электричества и от пропана тоже примерно одинаково. У пропана плюс — можно получить большую мощность и ни каких согласований не надо. У электричества плюс — само по проводам приходит, возить не надо. Поэтому чем пользоваться выбираю из текущей ситуации. Что касается всяких снегочистных приспособлений то лопата №1 мне понравилась больше всего. Именно своей простотой и надёжностью. Поэтому я был совершенно уверен что Вы и для желобов используете такой же простой метод. А именно узкий скребок, который по головке рельса направляется. Ведь не асфальт и бетон выдирать и даже не полноценный лёд а снег слежавшийся. И я совершенно уверен, что скребок обгонит в разы «Змея Горыныча»

        Ответить
        • А у меня оно в два с половиной раза дороже, чем в городе))) И это не придел для садоводств, увы.

          Убираем не снег, а лёд! Со снегом в жёлобе справляется садовая швабра. Плюс, отогрев перьев и крестовин на стрелках. Там вроде бы и снег, да чистить его неудобно.

          Узкий скребок пробовал, но не везде рельс имеет металлический жёлоб. Как правило, плитка или дерево лежат внутри пути свободно. Тогда скребок начинает вычищать и песчаную засыпку, а это, во-первых, промёрзший песок, а, во-вторых, неровности постоянно. И скребок подпрыгивает или упирается. Плюс, со льдом выдирается и песок. В результате времени уходит много, сил много, эффект минимальный. С плавилкой можно пить чай и плавить одновременно.

          Ответить
          • Если металлического жёлоба нет то грунт точно выдираться будет, это и спорить нечего. Может проще жёлоб добавить везде, где нужно? Я тут прикинул немного. Колея 356мм, тротуарная плитка 300мм. Остаётся зазор 28мм на сторону. Можно сделать жёлоб из уголка 25х25. Если просто сверху его бросить может вихляться. Между плиток есть зазоры, через них скрепить уголки между собой через 2-4 плитки стяжками из маленькой полосы, например 20х4, установленной на ребро. И над плоскостью плиток ни чего выступать не будет и в процессе укладки желобов не надо будет снимать и обратно укладывать плитку. Только грунт из зазоров вычистить. За лето дополнительная рамчатка в землю врастёт и будет держаться. А так как между уголком и рельсом на всём протяжении останется зазор то и вода не будет задерживаться в таком жёлобе.

            Ответить

Добавить комментарий для Александр Степанов Отменить ответ