Начало светофорной истории на ВТЖД.

Военно-Ташкентская железная дорога (ВТЖД), Ростов-на-Дону. Автор проекта – Сергей.

Здравствуйте друзья!

Сегодня расскажу о постройке двух макетов будущих светофоров. Тем самым начинаю новый цикл рассказов, посвященный устройствам сигнализации и СЦБ на своих дачных ЖД. Идея построить первый светофор, она зародилась еще довольно давно. Примерно 2 года тому назад. Тогда же и началось теоретическое обоснование проекта первого светофора и поиск путей решения ряда вопросов. Из чего делать, как делать? Какими должны быть светящиеся элементы, линзы, какое должно быть рабочее напряжение и пр.

Так же я внимательно следил, за творчеством коллег с блога «Стальная колея». Вячеслав построил свой светофор. Было подробное описание. Конкретно у меня, помог случай. Зашел я как то в один из хозяйственных магазинов, а там, в разделе электрика, продаются вот такие вот лампочки.

Это светодиодные лампы (разноцветные) Р=1W. U~220V. С цоколем Е27. И вот как я их увидел, сразу же понял, это моё!!! Сразу же в голове появились идеи как из них построить первый светофор. Причем, что примечательно, в продаже были все 5 железнодорожных цветов, используемых в качестве сигналов на большой ЖД!

Первый макет светофора был построен еще в октябре.

Здесь основной задачей было испытать лампочки на яркость свечения и определить насколько хорошо они будут видны днем и ночью. Ну и так же под каким углом и на какой высоте рекомендовано устанавливать светофор. Вместо стёкол были использованы пластиковые бутылки. Первые испытания показали очень хорошее свечение. Даже через чур много, что натолкнуло на мысль, несколько затемнить будущую линзу или сделать её матовой.

Следующим этапом стало изготовление уже переключаемого светофора, с одного света на другой. При этом использовались не пластиковые бутылки, а стекло. Правда, самое обычное, прозрачное 0,5л.

В качестве корпуса был использован деревянный брусок, на котором и расположена вся конструкция. Закреплен светофор под навесом, в защищенном от дождей месте. В будущем планируется сделать так же козырьки и придать светофору чёрный цвет.

На следующих снимках, можно посмотреть процесс переключения режимов светофора

Сейчас на подходе начнутся работы и над маневровым светофором. Рабочее место:

Именно здесь идет процесс сборки наладки и испытаний.

Может, конечно, возникнуть резонный вопрос. А зачем вообще на дачной ЖД нужны светофоры? Ведь здесь же нет больших скоростей и интенсивного движения. Да, действительно, светофор, это, если так можно сказать, в большинстве своём приятное дополнение к процессу. Всё таки не самое главное на дачной ЖД. Но! Но тем не менее, светофоры, по моему глубокому убеждению, создают тот самый неповторимы антураж, который присущ и большой железной дороге. Именно ту изюминку, за которую так любят многие наше с вами увлечение железной дорогой. Но это еще не всё! Есть и польза от светофоров. И если на дороге Михайло Орехова, как он сам говорил, критично занятость перегона т.к возможно одновременное движение нескольких поездов, то вот у меня, на первый план выходит то, в каком положении находится стрелка. Открыта она или закрыта. И не понятно, ехать или остановится (так как я и сам, бывает, что и не помню, в каком положении оставил ту или иную стрелку). А ночью это весьма критично. И хотя случаев взрезов стрелок было не много 4 или 5 за всё время, но это, тем не менее, не приятные случаи. И от них надо избавляться. Поэтому светофор должен чётко показывать, открыта стрелка или нет. А так же на какой путь прием: по главному или на боковой (скорость приёма на боковой, сильно ниже). В общем, вот в этом плане и развернется дальнейшая работа.  Все работы цепей управления, планируется с безопасным напряжением =5 или 12V. Покрайней мере 220 нигде не будет. Работы намечены на зиму. А в заключении несколько фотографий макетов светофоров на инфраструктуре ВТЖД

Спрашивайте, задавайте вопросы!

Продолжение следует.

22 комментария к “Начало светофорной истории на ВТЖД.”

  1. Снимок с донышком от банки навел на мысль, что если его от банки известным способом отрезать, из таких донышек получаются неплохие «эрзац-линзы» для светофора.

    Что касается напряжения — внутри этих ламп с очень высокой вероятностью стоит понижающая схема, а заодно и выпрямитель. Если аккуратно разобрать, можно переделать на 12 или 27 вольт, задача несложная, была бы колба разборная.

    Ответить
    • мне кажется те лампочки завальцованы. там на цоколе видны следы точечной запрессовки.
      Вообще сама идея обозначения положения стрелки очень актуальная. Кроме шикарного новогоднего антуража, это ведь действительно может быть полезно например ночью.

      Ответить
      • Ночью? Да у нас уже в 5 вечера с фонарем сейчас ходить надо)))

        А обозначение стрелок весьма необходимо. Ладно, когда один на участке, а если тут ещё и дети, то глаз да глаз нужен. А если ещё и два состава одновременно на дороге присутствуют, то светофоры крайне необходимы.

        Вот только у меня вопрос будет в плане автоматики данного процесса — как все будет срабатывать и переключаться? Очень интересна эта часть работы)))

        Я вот на релюшках схемку прикинул, но надо сначала проверить на практике её. Причем хочу сделать классическую схему — перемыкание рельс.

        Однако, в Австралии есть дорога на выключателях и герконах. Как-то мне Александр Васильев присылал ссылочку, но вот у меня её под рукой не оказалось сейчас.

        Ответить
        • Можно поставить оптоэлектронную пару на участке. Всё что попадёт между фотодиодом и излучателем будет замыкать слаботочный контакт, который уже через реле упакованное в герметичную коробку можно развязать на высокое напряжение ламп. Но всякие предметы, люди, трава и ветки будут вмешиваться в работу. Это касательно занятости тех или иных участков.
          Но вообще действительно при таких малых скоростях у встретившихся на одном участке поездов всегда есть время и место затормозить. Светофор на стрелке мне кажется актуальнее.

          Ответить
      • Доброе время суток.

        Я их (ламп) уже штук десять разных разделал, поскольку или неосторожно ставил и помял цоколь, или же пациэнт решил меня покинуть и светить перестал. Да, обычно там плоская сборка с диодами, свет от которых рассеивается пластиковой кругляшкой (обычно приклеена теромопастой), сама схема в цоколе (который заодно и металлический радиатор; обычно схемы питания сгорают — не любят скачков напряжения).

        Для вскрытия можно рассверлить места клёпки, но тогда выдернется запрессованный жёсткий проводочек от центрального контакта цоколя к плате питания, обратно уже никак, только приклеевать платку с диодами на новое основание…

        Успехов.

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Тут вспомнил что есть такие светодиоды, например от CD-привода, которые меняют свой цвет в зависимости от уровня напряжения. Можно собрать лампу которая одна сама по себе будет светить либо жёлтым либо зелёным либо красным. Это особенно актуально для дневной эксплуатации. Можно поставить белый матовый рефлектор и тогда никакое солнце не сумеет ложно окрасить сигнал не в тот цвет.

          Ответить
          • Доброе время суток.

            Про трёхцветные диоды не слышал, двухцветные вполне себе есть. Но если лепить непосредственно из диодов, купленных в пакетике… Быстро, дёшево, надёжно и удобно… для того, кто в электронике шарит. А я их так и переводил, пакетиками, когда на велосипед светильники колхозил, пока что остановился на старых добрых догрузочных резисторах, которые через интернет-калькулятор подобрал…

            Кстати, можно и по-другому устроить «прожекторный» светофор — просто в шахматном порядке расставить диоды нужных цветов, плату правильно развести — и пусть себе светят через одну прозрачную линзу (белая матовая много света заберёт, цвет исказит)…

            С уважением, Денис.

            Ответить
            • Здравствуйте! Есть такие светодиоды. Многоцветные. У меня на даче есть обычный ночной светильник (с фото элементом) заряжается от солнца. Так вот есть два режима работы: 1. светит обычным белым и второй режим, плпавно меняет цвет от ультра фиолетового до инфра красного.

              Ответить
  2. Предлагал так же, контролировать занятость перегона инфракрасными барьерами. В этом случае светофор будет красный, даже если там нет поезда а просто кто то ходит. Датчики надо расположить по диагонали к железнодорожному полотну, от светофора до следующего светофора. https://masterkit.ru/shop/smarthome/sensors/1318346
    https://ru.aliexpress.com/item/INFRARED-SAFETY-BEAM-PHOTOCELL-AUTOMATIC-GATE-DOOR-GARAGE-SHUTTER-BARRIER-SENSOR-FAAC-BFT/32797565386.html?spm=a2g0v.10010108.1000014.2.12290bd7CXqaAo&traffic_analysisId=recommend_3035_null_null_null&scm=1007.13338.80878.000000000000000&pvid=fc8a3882-e720-45e1-8031-7e9a72e7cbca&tpp=1

    Ответить
  3. Доброе время суток.

    Основополагающее — светофор как стрелочный указатель. С пошёрстной стороны горит зелёным на открытую стрелку, красным на закрытую, с противошёрстной стороны возможны разные варианты чисто из эстетства.

    А есть и другой вариант — видел красивые такие красные неоновые циферки в маршрутоуказателе маршрутки (уж извините за тафтологию), сейчас более доступны светодиодные любых размеров. Так что можно представить себе пару таких циферок, светящих в оба конца стрелочной улицы, показывающих, на какой путь готов маршрут. Но это уже для гурмана-электронщика (нужен специальный модуль, заставляющий горящие полоски образовывать нужные цифры).

    Или прямо над стрелкой висит лампа. Стрелка стоит прямо — лампа зелёная, можно гнать. Стрелка повёрнута на бок, лампа (отнесённая в сторону отклонения) горит жёлтым, надо притормозить…

    А вот чисто по мне… старомоден я, люблю простые наглядные «железные» решения. Над стрелкой висит диск с ночной подсветкой, видимый в оба направления, на нём черта. При переводе стрелки набок черта на диске тоже отклоняется от вертикали, указывая направление…

    Благодарю за внимание.
    С уважением, Денис.

    Ответить
    • Доброго времени суток! Спасибо за интересные идеи. Многое из того, что вы говорите, именно так и планируется реализовать! И даже уже реализовано. Вот например:…»Стрелка стоит прямо — лампа зелёная, можно гнать. Стрелка повёрнута на бок, лампа (отнесённая в сторону отклонения) горит жёлтым, надо притормозить»…
      Вообщем то так и реализован один из светофоров. Есть так же планы железнодорожную эстетику вывести на ещё больший уровень. Сделать жёлтый мигающий (двойной жёлтый, верхний мигающий) , при приёме на боковой.))

      Что же касается маневроваого светофора, то его практическое применение я вижу на трансбордере. Бело-лунный должен загораться только тогда, когда готов маршрут и трансбордер жёстко закреплен, что бы он не пришёл в самопроизвольное движение, во время перестановки состава.

      Ответить
    • Железный диск это конечно весьма феншуйно, но для этого нужно иметь весьма немалую полосу отвода. На дачных железных дорогах, как правило, места сбоку просто нет — заборы, сараи, клумбы, кустарники. Ставить там флюгарку смысла нет — не увидишь.

      Тем более, что рассматривая вариант наталкивания пары вагонов перед машинистом пять метров подвижного состава и стрелочный перевод нужно видеть заранее. Вот тут светофор и приходит на помощь.

      Ответить
      • Доброе время суток.

        «Железный диск» вовсе не обязательно делать сплошным железным (тяжёлым) и вешать сбоку. Это у меня с детства мечта, чтоб над трамвайными стрелками такие диски висели на жёстких поперечинах-фермах вместе с автомобильными светофорами и контактной сетью, а ночью светились вместе с фонарями и «активными» дорожными знаками. Сейчас разнообразие светодиодов данную мечту делает более реальной (хотя буржуи, сужу по Швейцарии, любят специальные светофоры ставить, светящиеся стрелочками — на «Паровозе» в иностранном отделе про узкоколейную Швейцарию большие прибавление)…
        Мне кажется, сверху (особенно в помещениях) обычно с местом проблемы отсутствуют…

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • «Проблемы с местом сверху» ограничиваются ростом машиниста, который в этот светофор в темноте запросто впилится головой…

          Ответить
  4. Автоматика ЖД тема вообще интересная — голову всю сломал от вариантов) В плане светофоров простой вариант — два геркона на рельсах и магнит на вагонетке — в зависимости от последовательности логика определяет в каком направлении проехал состав. Замыкание рельс как вариант, но тут обязательно должен быть хороший контакт между колесами на оси и между рельсами, а если рельсы на металлических шпалах, то тут все ещё усложняется изоляцией контактов от рельс. Если со светофорами ещё относительно все просто, то с определением местоположения состава дилемма. Пришла на ум идея поставить датчик Холла, который будет реагировать на выступающий крепёж, например на шпалах и по количеству импульсов контроллер будет считать «шаги». С такой системой можно будет автоматизировать дрезину или даже несколько. Аппаратно то я себе уже блоксхему накидал, осталось не будучи программистом программу (извините за тавтологию) написать для контроллера)
    Ну и раскатав губу и улетая в мечты — представьте себе лица знакомых и соседей, когда груженые вагонетки сами катаются и ещё на светофорах тормозят=))

    Ответить
    • У меня точно такие же! Правда покупал в обычном хозяйственном магазине. Больше нигде не встречались. ….

      Ответить
    • Сейчас в работе находятся все так же три светофора. Управление светофорами дистанционное. Небольшой, если так можно сказать, пост. Схема расположения светофоров, увы, пока на данный момент её нет.

      Ответить

Добавить комментарий для Лео Отменить ответ