Лежневый путь или практика, как она есть.

Деревянная вагонеткаДоброго здоровья, энтузиасты дачжелдора и им сочувствующие!

Вот и добрался я наконец до рассказа о деревянном, лежневом пути, который в силу обстоятельств мне пришлось сделать прошлым летом для транспортировки дров. Хоть и делалось все на скорую руку, и кое-где путь доставил ощутимые проблемы, но полученный опыт все окупил. И вот теперь я готов им с Вами поделиться.

Хотя начать я хочу с истории. Как известно, железная дорога начинала свою историю как раз с деревянного пути, который помог в свое время повысить гужевые грузоперевозки. В те далекие времена все было из дерева – и рельсы, и шпалы, и колеса. Постепенно технический прогресс превратил все составляющие в железные, но кое-где, в силу различных обстоятельств, деревянные рельсы – лежни – применялись вплоть до середины двадцатого века.

Как правило это были лесозаготовки, как показано на фото.

Круглолежневая дорога с тележками. Матвеевский лесопункт
Круглолежневая дорога с тележками. Матвеевский лесопункт

Но были и другие примеры использования – военно-полевые дороги.

0_9f872_8d287a9b_XL

 Раньше, в период индустриализации, издавались книжные пособия по строительству и эксплуатации данного вида дорог. Например, книга инж. лесотехнолога Г.Ф.Кулябина «Лежневые дороги», 1931 г.изд. Или автора Алексеева М.В с аналогичным названием, 1932 г. изд. К сожалению, данная литература сейчас является редкостью и сохранилась только в нескольких библиотеках. Но мне удалось найти в интернете описание лежневки:

«… При применении конной тяги в условиях непрерывности вывозки необходимо иметь постоянно действующие вывозные пути независимо от времени года. Наиболее легко осуществимый тип дорог – лежневая дорога. Лежневые дороги представляют собой простейший тип рельсового пути, который, как правило, не требует земляных работ при устройстве полотна и балластировки верхнего строения пути, так как обычно вместо насыпей из части срубленной древесины выкладываются эстакады на клетках.

Рельсы лежневой дороги делаются из подтоварника без изменения его профиля. Деревянные рельсы (лежни) крепятся деревянными нагелями к шпалам (главным образом в стыках) и соединяются между собой косым или прямым замком. Длина лежней соответствует наиболее ходовой длине строительного леса – 6.5 м.

Лежневка

Предельный подъем в груженом направлении 0.040; минимальный радиус закругления – 50м; в конечных пунктах – 30 м; наиболее выгодная ширина колеи – 1.20 м. После окончания вывозки материал лежневой дороги идет в дело (клетки эстакады) или на дрова (верхнее строение пути). Никакой специальной обделки лесоматериала, идущего на постройку дороги, кроме окорки верхней поверхности лежней. Приработки стыков и сверления дыр под нагель не требуется. …

… Главные вывозные магистрали строятся обычно по двухпутевой системе на расстоянии 250-300м одна от другой. Ориентировочный подсчет показывает, что на 1 км лежневой дороги падает при этом 1 000 м3 древесины, подлежащей вывозке.  

Наиболее совершенным типом лежневых дорог является система Видегрена, где конная тяга заменена специального типа автовозом. Особенностью подвижного состава этого типа являются колеса на резиновом бандаже, тогда как при простейшем типе деревянных колес бандаж делается желобчатым (двухребордным).

Лежневка3

При перевозке зимой конной тягой у вагонеток простейшего типа колеса заменяются полозками с желобчатым профилем. Грузоподъемность вагонетки – 3.5 м3 древесины и больше. Одна лошадь при хорошем состоянии пути летом свободно везет одну вагонетку, зимой на полозках в морозы – две вагонетки. Скорость перевозок 4-6 км/час в грузовом направлении и 10 км/час – в орожнем. На магистральных линиях через каждые 6-8 км следует устраивать оборотные конюшни. Подвижной состав требуется иметь в тройном количестве против установленной цифры перевозки за день. При конечных пунктах выгрузки и на конных станциях необходимо достаточное развитие запасных путей под порожняк. В зимнее время лежневые дороги могут быть использованы как ледяные путем оледенения колеи между лежнями.»

В конце исторической справки скажу, что лежневые дороги на лесозаготовках могли иметь длину в несколько десятков километров. 

А теперь поведаю Вам о своем опыте использования лежневой дороги. О причинах, по которым мне пришлось  воспользоваться именно этим видом транспорта, я написал вот в этом посте. Здесь же приведу полученный опыт.

И так, в моем варианте путь делался из шпал (старая шпунтованная доска), рельс (тарный брусок сечением 40х50, и креплений (мебельных уголков 40х40х10).

01

02

Времени на постройку пути было крайне мало и максимальное внимание, в данном случае, я направил на изготовление шпал. Дело в том, что в дальнейшем предполагалось использовать их с металлическим рельсом. Лежневый рельс был выбран по принципу «что под рукой было». Крепления подразумевали возможность легкого и быстрого сбора/разбора. В результате нареканий не вызвал только первый пункт. А вот второй и третий… 

03

Но давайте по порядку. За старт был принят участок с металлическим рельсом (4-е пог.метра) от которого в сторону погрузки началась укладка лежневки. Шпалы укладывались на расстояние используемое с металлическим рельсом, затем на него укладывался брусок, выставлялось по рулетке расстояние колеи (356 мм), а затем все скручивалось между собой. Для соединения применялся мебельный уголок и саморезы 3х25.

уголок

По мере продвижения путь испытывался на прохождение пустой вагонеткой. Сразу скажу, что разница езду между металлом и деревом весьма заметна.

04

Так как путь шел по кривой обходя старую яблоню, то пришлось делать импровизированные закругления, по типу применяемых на УЖД колеи 750мм.  В отдельных местах пришлось делать переходные вставки.

05

06

После того, как привезли дрова я сделал пробную поездку, которая показала перспективность расчетов. И дальше пошла работа

07

А вот во время работы повылезали недочеты да прощеты))) Какие? Ну слушайте:

Во-первых, лежневый путь делается круглым и колеса ПС имеют соответствующий профиль. В моем случае колеса имели угол подуклонки 10 градусов, а лежень был прямоугольным. Буквально за первые две возки он стал иметь скос, но… переходим ко второму пункту)))

Во-вторых, так как в шпалах не было запилов под рельс, а он(рельс), в свою очередь, крепился к шпале уголками, то происходило его смещение в сторону расширения под тяжестью колес. Уголки разворачивало, саморезы, которые использовались в креплении, смещало. И если пустая платформа не создавала большого давления, то груженая, да ещё имеющая подуклонку 10 градусов на колесах, словно клином пыталась раздвинуть рельсы в стороны.

В-третьих, углы поворота. 5 градусов относительно прямого участка – нормально, 7.5 градусов – терпимо, 10 градусов – тихий ужас))). Возможно, что для металлического рельса угол в 10 градусов не так велик, но для дерева, в данной конструкции, он был крайним.

Прямой участок.
Прямой участок.

 

Угол 5 градусов.
Угол 5 градусов.

 

Угол 7.5 градусов.
Угол 7.5 градусов.

 

Угол 10 градусов.
Угол 10 градусов.

 

 Плюс, на углах в 7.5 и 10 градусов реборда выдрала из рельса целые куски древесины.

12

 Из вышесказанного на будущее сделаны выводы:

1. Для крепления рельса необходимо делать зарубку или запил глубиной не менее 10 мм. Это необходимо для того, чтобы у рельс не было возможности уйти в уширение.

2. Шпал ставить не менее трех на один погонный метр.

3. Откатка только ручная – чтобы чувствовать ход вагонетки, особенно в поворотах.

4. Угол поворота не более 5 градусов относительно прямого участка пути.

5. Нагрузка равномерно распределена на обе оси. То есть грузить равномерно по площади.

Сразу скажу о весе: масса груженой вагонетки доходила до 300 – 330 кг (масса ПС 100кг, масса груза 200 – 230 кг). По тактильным ощущениям откатки на прямом участке: метал – отлично, дерево – хорошо. Естественное торможение при выбеге на дереве выше.

Возможно, если бы рельс имел круглую форму, как бревно,  и, соответственно, колеса были бы так же закруглены, плюс жесткий монтаж рельсовых решеток, то и опыт был бы повеселее. Возможно, но имеем, что имеем)))

Хотя именно эта эксплуатация, проверка боем, не побоюсь сказать, отбросила все сомнения в использовании дачной ж/д. И именно эта эксплуатация открыла дальнейшие перспективы переведя моих семейных оппонентов в союзники.

Вывод таков – лежневый путь в данном варианте можно применять для маневровой откатки (например, вагоны с магистрального пути на пути депо или отстоя), на малонагруженных участках, в депо (сарае для хранения).

Переход с дерева на метал.
Переход с дерева на метал.

 

11 комментариев к “Лежневый путь или практика, как она есть.”

  1. Кажется, прибивать рельсы к шпалам гвоздями было бы и быстрее, и дешевле, и надежней..
    Только гвоздь надо что-нить типа 120 и загибать конец.
    И, возможно, помогло бы срубание рубанком острого угла с внутренней стороны рельсы.

    Ответить
    • Так гвоздями это навсегда, а мне шпалы на нормальные рельсы были нужны))) И рубанок не нужен — колесо профиль под себя намяло на второй-третей груженой поездки.
      Это был опыт и эксперимент. Считаю, что хороший.
      А по лежневке — сейчас в переводе рассказ о строительстве детского паровоза (обманки) и лежневого деревянного пути к нему. Обещают к концу месяца перевод закончить и тады опубликую.

      Ответить
    • Мои благодарности!
      Материала по лежневым дорогам, в сети почти нет.
      Вы нас приятно удивили.
      Спасибо

      Ответить
    • Мне кажется, можно добиться больших успехов, сочетая лежневку на прямых участках и стальной путь в радиусах и на стрелках.

      Ответить
  2. Упомянутая книжка Алексеева и др. «Лежневые дороги» есть. Если кому интересно, отфотаю и выложу в сеть.

    Ответить
    • Доброго здоровья, Всеволод.
      Если есть возможность отснять — обязательно это сделайте. А выложить книги можно и на этом блоге (при Вашем желании). Думаю, что многим они будут полезны.

      Ответить
    • Да да очень интересует данная тема на своей СЖД Лунный Свет пользуюсь 17 метрами лежневого пути выручает но возможно что то еще на вооружение можно взять.

      Ответить
  3. Нету в домашнем хозяйстве сканера. Только фотоаппарат.

    Дубль два. Постарался сделать чуть получше. Третьего не будет, пора книжку в библиотеку возвращать. Страницы немного перепутаны, в конце дубли плохо получившихся.

    http://disk.tom.ru/cjzajqj

    Ответить

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ