КМЖД 0.01 Зимняя жизнь.
Дачная Кратовская Микроколейная железная дорога (колея 320 мм), Московская обл, Раменский р-н. Автор проекта – Глеб Несютин.
Здравствуйте, дорогие строители дачных железных дорог и просто интересующиеся! Сегодня будет маленький пост о жизни моей железной дороги.
Напомню, живу в Кратово в Московской области, делаю с отцом железную дорогу под названием КМЖД (Кратовская Микроколейная Железная Дорога). Пока открыли 6 метров пути, весной проложим еще несколько рельсовых звеньев, а пока у нас холод и снег, поэтому железная дорога остается до весны как есть. Сперва расскажу про повседневную жизнь дороги. Вот так несколько дней назад она выглядела:
Шел снег, и мне было интересно — как вагон будет кататься при снегопаде. Я вытащил его из сарая и попробовал покататься. Сначала вагон трясся и непрерывно “спотыкался”, потому что все рельсы покрылись 3-х сантиметровым льдом. Взял топор, аккуратно, чтобы не испортить краску, я за пятнадцать минут управился со льдом, и начал кататься. Сперва все шло хорошо, но после двух рейсов колеса начали скользить, одно не крутилось вообще, а просто скользило. Всему виною усилившийся снегопад — на рельсы падал снег и прилипал к колесам. В итоге вагон ездил, только когда я хорошенько чистил все колеса, а делать это приходилось часто. Вот несколько фото:
Вагон совершил первый рейс:
Слипшийся снег на рельсах:
В конце операции на колесах практически не осталось снега:
Вагон готовится заезжать в сарай:
Через несколько дней все рельсы очень сильно завалило, поэтому вагон больше не выезжал)
Ну и «на сладкое» хочу поделится опытом о моторизации поезда. Этот опыт мы поставили еще в начале осени. Мы хотели проверить, можно ли моторизовать вагон (не обязательно этот) с помощью шуруповерта. Опыт был вот таким:
Как видите, мы просто взяли шуруповерт, прикрепили к нему колесо и, прижимая его к земле, катались на вагоне. Вышло очень плохо. Да, вагон ездил, но скорость была просто черепашьей: меньше 3 километров в час! К тому же вагон доезжал только до середины и останавливался из-за небольшого уклона.
Из всего этого мы поняли, что если и моторизовать вагон таким способом, то только через цепь, крепящуюся к звездочкам на оси и на шуруповерте. Если же попробовать сделать это без цепи и звездочек, то, скорее всего, вагон просто не поедет. В итоге, этот вагон моторизовать точно не получится, т. к. он без осей, и если делать что-то моторное, то только на следующем вагоне.
Насчёт льда на рельсах: самый лучший метод очистки, это когда пройдет тяжеловесный грузовой!)) Лучше несколько раз. После этого может не беспокоиться ))
ДА! А ещё лучше к тяжеловесному вагону приделать спереди снегоотбойник по типу струга.
да, но вагон пока что слишком легкий чтобы дробить лед. На счет снегоотбойника, не думаете ли вы что краска будет с рельс сильно обдираться?
Так пусть чуток до рельс не достаёт.. Задача то основной снег соскрести, а уж реборда под себя канавку протопчет. А для утяжелния сажайте на вагон друзей.
Если немного прозевать, то реборда будет идти по льду, снег падает постоянно и его достаточно чтоб он превратился в лед. Этой весной сам с таким столкнулся когда привез очередное барахло и оказалось что внутри путное пространство полностью заполнено льдом. 200ю платформу оставил возле скважины, через неделю приехал в новь и путь был чистым, но было ощущение что что то не так. И оказалось из-за того что для перевозки вещей вагон не понадобился он стоял не закрепленный, а когда лед во внутри путном пространстве растаял, тогда еще ветер помню был, и 200я платформа ушла аж до литейного цеха а это около 30 метров. так что метлой переодически проходить и все хорошо
Ну это прям впору открывать эру парусного дачжелдора простите.
Ну, кстати я для уборки основного снега использую пластиковую лопату для отгребания снега, из-за этого рельсы меньше царапаются. А так сейчас снег у нас очень сильно тает, на рельсах его уж почти нет… Надеюсь, завтра удасться мне покататься на вагоне по 6-метровым рельсам)
как по мне, так красить рельсы, особенно поверхность катания, это бутафорство высшей степени.
рельсы должны блестеть или быть ражавыми, всё остальное от лукавого.
Да, впринципе согласен м вами. Кстати на «ржавых» рельсах, особенно в сухую погоду, создаётся избыточная сила трения и начинают возникать проблемы с прохождением кривых малого и особо малого радиусов.
А вот крашенная поверхность катания, особенно на крутом уклоне, таит в себе и другую опасность. Там тормоза не работают вообще.
https://sun9-41.userapi.com/impg/Qkw2DPNO4PTxoDRiao6xZ9PYelAKqBb_ESwCUA/ZYOPsdjrJHw.jpg?size=1620×2160&quality=96&proxy=1&sign=df7ac2833058c7cb5ff42f1aa70821cf
Вот здесь, на уклоне почти 100тыс, вначале были покрашены рельсы, но потом пришлось этот участок зачистить болгаркой. На фото видно ржавую часть и подкрашенную
Тогда рельсы надо не из профтрубы делать. 1..1.5мм это очень маленькая толщина металла чтобы вот так просто позволить ей ржаветь.
3мм
У меня вообще ничего наоборот обдирать или зачищать не надо, вагон сам за несколько дней содрал всю краску с рельс в местах соприкосновения колеса с рельсом. А так да, это конечно больше для красоты…
Езда по ржавым рельсам в сухую погоду. Слушайте звук! При прохождении кривых малого радиуса. https://m.vk.com/video382304199_456239133
А снег, конечно, лучше метелкой чистить.
Да, я так и делаю.
А если сделать привод не на колпару, а на колесо?
Как раз сейчас задумываюсь о таком варианте, так как у меня тоже нет колпар, колёса в тележках никак не связаны.
Гипотетически можно сделать два привода на два колеса и синхронизировать их. А при прохождении кривых десинхронизировать, чтобы прокрутов не было.
скорее всего будет проскальзывать ввиду малого удельного веса на одно колесо, особенно если жёсткая конструкция рамы тележки. Жёсткие тележки вообще попеременно опираются на три колеса из четырёх при движении и не угадаешь на какие именно, так что привод надо делать минимум на обе стороны. Берём два шуруповёрта и вперёд.
Когда появилась на блоге первая «Железная дорога» на роликах и колёсиках многие радостно стали её копировать. Классное решение,на «Кривой козе» проблему колёс с ребордой обойти. Время идёт, а локомотивов что то там нет. Была попытка конечно на 220вольт с электродрелью и я человеку желаю успеха в завершении его проекта. Сейчас меня конечно, закидают помидорами и табуретками строители роликовых дорог, обречённые на пешеходный привод. Но это правда.
Ой а то у нас на колпарах локомотивов полно.
На самом деле спасибо за поддержку, от проекта локомотива я не отказываюсь, когда-нибудь он обязательно будет построен. Но уже с поправками на новые знания в электрике и электронике, без этого никуда.
По сути ни что не мешает в безребордной технологии вешать такой же привод как и на колпарах. Но «кривой козой» мешающей приводу можно обойти не только проблему реборд, но и основную проблему — повороты при отсутствии конических колёс. Эта проблема похлеще реборды, вынуждающая разбивать колёсную пару на два независимых колеса — и именно это основное препятствие для простого однодвигательного подключения. На КМЖД, хоть реборды и есть, а колёса независимые. Если Глебу удастся найти способ изготовления колёсных пар, то кривая коза и не понадобится и дорога сама по себе приведётся к каноническому виду.
Если же изготовление колёсных пар станет камнем преткновения, то добро пожаловать на сторону зла.
Ещё в защиту роликов должен сказать что это не они являются причиной дефицита места для установки двигателя а желание строить двухтележечный ПС. И ролики тут совсем ни при чём. В классической ребордной колпарной тележке размером 40х30см то же не просто разместить двигатель, даже один. Другой вопрос что в последние годы значительно растёт выбор силовых установок и контроллеров. Возможно скоро мы получим компактные доступные решения с алиэкспресса, которые будут успешно интегрироваться и в классические и в безребордные тележки. глядишь к тому времени многие дороги дорастут технически и морально до постройки локомотивов.
вот!
Доброе время суток.
Насчёт выбора привода…
БЛИН!!!! В последнее время поразвелось мотор-колёс разных на все случаи жизни, от здоровенных на мотоцикл до самокаточных крохотного размера (тем не менее, способных тащить на себе взрослого человека). Причём продаются они и отдельно, как запчасти, и к ним куча всего, от батареек до систем управления. Для крошечных самокатных колёс есть даже дисковые тормоза, правда диски безумно дорогие, дороже велосипедных в разы…
Да, есть проблема согласовать работу двух колёс в «колпаре», но, надеюсь, это решаемо.
Короче, можно вместо роликов в эту самую роликовую тележку мотор-колёса от самоката поставить — и вперёд…
Успехов.
С уважением, Денис.
Самокатные колёса — это, конечно, хорошо, но есть серьёзные сомнения, смогут ли эти колёса везти не только локомотив, но и гружёный вагон, а это полтонны.
Доброе время суток.
Одного самокатного колёсика хватает, чтобы тащить на себе по среднезагаженному асфальту взрослого человека, а это обычно 60-120 килограммов. Если взять таких колёс несколько, то можно соорудить даже не локомотив, а моторный вагон с полным приводом…
С уважением, Денис.
Доброе время суток.
—————
Возможно скоро мы получим компактные доступные решения с алиэкспресса, которые будут успешно интегрироваться и в классические и в безребордные тележки. глядишь к тому времени многие дороги дорастут технически и морально до постройки локомотивов.
—————
Не знаю… Я бы больше мечтал о велодрезине, точнее, о локомотиве с педальным приводом — по мне, это самое оно для релакса по выходным… Сел, и круги себе наворачиваешь, детей катаешь (если они есть)…
С уважением, Денис.
Да, я кстати задумывался над велодрезиной. У нас в сарае лежит старый маленький велосипед, может можно из него что-нибудь собрать рельсовое…
Велодрезина, ИМХО, на любой дороге логично первая самоходная единица ПС. Сейчас тоже активно работаю над велодрезиной.
Доброе время суток.
В своё время наслушался я трамвайного визга в кривых малого радиуса — и попалась мне в руки заметка про новую конструкцию тележки для пассажирского вагона с неподвижной осью. И показалось мне, что для трамвая это самое оно — неподвижную ось можно сделать кривой (чтобы уменьшить высоту пола) и коробчатой, словно обыкновенный портальный автомобильный мост с дифференциалом и ступичными редукторами. Кстати, с учётом малых радиусов дифференциал был бы на трамвае полезным для уменьшения взаимного истирания рельсов и колёс.
К чему это я? На дачной микроколейке, тем более с колёсами из роликов, с кривыми малого радиуса, было бы в тему использовать одномоторный привод на одну-две-четыре оси с дифференциалами. С учётом зимы и прочих затруднений один-два дифференциала можно сделать блокируемыми из кабины. Да, механизм получится сложным и тяжёлым, но зато никакой электронной заумности (по взаимному согласованию двигателей), всё просто и понятно.
Насчёт тормозов — по мне, лёгкие, простые и надёжные, с доступными расходниками — дисковые механические (с тросиками). Но вот с согласованием работы двух и более тормозных механизмов возможны затруднения (словил недавно при сборке велоприцепа — при попытке согласовать работу двух тормозов с тросиками разной длины выяснилось, что блок и «качалка» нифига не работают), тут у «гидры» есть шанс себя показать…
Короче, успехов…
С уважением, Денис.
никакой электронной дичи, самый простой электродиф это два мотора последовательно, да и просто индивидуальный электропривод будет работать, а вот механические дифференциалы нужного размера это из области фантастики.
Доброе время суток.
Насчёт крошечных диффернциалов — видел лично в Москве, на велосипедном рынке в Сокольниках. Там есть товарищи, которые продают комплекты для превращения любого двухколёсного велосипеда в трайк, эдакие задние мосты, которые вставляются на велосипед вместо заднего колеса, дифференциал там есть. Это всё дело делается в Подмосковье малыми сериями. Ищущий — пусть знает, что ОНО есть в железе…
С уважением, Денис.
БЛИН!!!! Да из двух таких мостов (увы, заказанных индивидуально под колею) уже можно велодрезину сколхозить…
Да, я тоже об этом думал, но вагон может будет слегка разворачивать из-за маленького дисбаланса в кручении, и это не очень хорошо для колес и рельс.
здравствуйте, мне кажется что тогда нужно распределять равномерно привод на все четыре, потому что если делать на одном то вагон будет заносить в сторону и он будет заклинивать. Повороты с таким вариантом тоже не пройти.
«Но «кривой козой» мешающей приводу можно обойти не только проблему реборд, но и основную проблему — повороты при отсутствии конических колёс.»
Я бы использовал более грубый термин, но заменю его альтернативой «из спичек и желудей».
Не надо называть «отсутствием» нежелание (или финансовую несостоятельность) их приобретать. При обилии фирм-посредников заказать из Китая можно хоть всю железную дорогу под ключ, а не только колёсные пары и готовые буксовые узлы любого диаметра и конструкции. Да и отечественный производитель имеется — что доказывает опыт хотя бы Глеба. Следовательно — всё реально.
А тыкать Александру «малым числом локомотивов» по меньшей мере глупо — больше него локомотивов построил только господин Андреев, причем под заказ и весьма высокого качества. А по конструкции тягового привода и развиваемому усилию его трамваи и подавно «впереди планеты всей». У меня глаза на лоб полезли, когда я смотрел ролик ходовых испытаний в Саблино (отсюда демократично выпиленный согласно новому курсу) — не ожидал такой мощи от этой блохи на крошечных колесиках, которые и из под ходовой то еле видать.
Как вариант для «без ребордных» жд можно использовать вариант описанный в статье «необычный привод» или использовать катки большего диаметра или как вариант опыт из детских аттракционов.
а строительство моторизированных средств передвижения для дачжелдора на мой взгляд упирается в длину уложенного полотна и массе перевозимых грузов(глупо строить локомотив на 30 — 40 метров уложенного полотна)
Там, где проедут ролики — проедет и резиновое колесо. Поэтому моторизировать «безребордный» подвижной состав еще, пожалуй, и проще:
1. Ролики оставляем аналогично вагонам
2. Вместо опорных роликов используем аналогичные, но с резиновой ошиновкой вместо полиамида или пластиковых бандажей. Они существуют и вполне доступны для приобретения.
3. Самый крайний вариант — катки для вилочного погрузчика или грузовой тачки. Чем шире опорные катки — тем лучше. В кривых не будут сходить с рельсов. Поэтому предпочесть стоит совершенно цилиндрические, но пошире и желательно, с развитым протектором.
Следующим — логичным — шагом будет отказаться от рельсов как таковых, перейти на деревянный или бетонный настил с центральным направляющим рельсом — и вместо «дачной железной дороги» получить дачный трамваёбус (spurbus или автобус с направляющим рельсом). Не благодарите! =) Благо, прототип давно изобретен Ейским заводом аттракционов и успешно 20 лет выпускался под наименованием «Светофор».
Доброе время суток.
Переход от рельсов к дороге с направляющей канавкой — получим игрушечный транслор со всеми его болячками — всё же одна маленькая канавка посреди дорожке быстрее забьётся грязью до непролазного состояния, чем промежуток между рельсами. Тогда уж лучше поиграть в «шпурбус» с дорожками калиброваной ширины с гладкими прочными точными направляющими бордюрами, их хоть зимой чистить проще…
С уважением, Денис.
Ну я пошутил насчет трамваёбуса — но если вам интересно, пожалуйста, чтобы не возиться с засорами направляющей канавки, достаточно в центре пандуса сделать одиночный направляющий рельс из квадратной трубы. Мы ведь не на шоссе — там направляющий рельс топят для того, чтобы не мешал машинам. В нашем случае, правда, будет мешать тачкам или вечерним прогулкам по участку.
В данном случае:
— полностью снимается проблема с грузоподъемностью трубы (вес мы перенесли на пандус)
— стрелки не имеют остряков и крестовин — по сути, это подвижный ус на два направления с зазором, достаточным для прохода роликов.
Но это уже никакая не железная дорога, вокруг которой и вертится наша тема. Да и никаких преимуществ подобная «гать» перед железной дорогой не имеет. С таким же успехом можно не выпендриваясь возить по тропинкам обыкновенные тачки, в крайнем случае привлекая мини-трактор.
ну я задумывался на счет такого привода, однако все же на лакированных шпалах может скользить, и щебенку тоже во все стороны разбросает.
Глеб, моторизовать вашу тележку сильно тяжелее потому, что у нее неподвижные оси… Любое решение с независимыми «движителями» будет отрывать колеса с ребордами от рельсов — иначе не обеспечить достаточный сцепной вес.
Поэтому нужно думать в сторону — как передать вращение на эти колеса. Как вариант — с изнанки в них можно насверлить по окружности отверстий и закрепить на болты подходящего диаметра велосипедную, мотоциклетную или любую подобную звёздочку. У велосипедной звезды большое ступичное отверстие через которое можно пропустить неподвижную ось колеса.
Затем вам нужно передать на эти звездочки (а у вас их будет две — так как ось неподвижная) врашение. Думаю, тут уже сообразите — варианты от упоминавшихся шуруповёртов до велосипедного подвесного электродвигателя.
6лет назад был реализован вот такой способ мускульной тяги, для «не зависимых» колёс. Причем он работает только на безребордных колесах.
https://m.vk.com/video382304199_456239087
да, так тоже можно, но скорее всего мы просто сделаем другой вагон с обычными колпарами, а этот оставим как тележку. Все-таки наверное так проще будет, так как этот вагон еще и очень маленький, локомотив из него никак не получится…
Главное, китайский шлёпанец не забудьте.
В нем вся ятицкая сила. Без него не поедет.
Доброе время суток.
Было, уже было, причём на этом сайте, где-то в «копилке» — в тележке с роликами обычное ведущее обрезиненное колесо можно поставить взамен ролика, в «классической» системе с ребордами экипаж вынужденно станет трёхосным — две оси с ребордами не дают сойти ведущей средней оси, на пневматических покрышках. Кстати, конструкция вполне себе используется на автомобилях с комбинированным ходом при совпадении ширины колеи рельсовой с автомобильной — автомобиль опирается на рельсы своими колёсами, а выдвижные ролики помогают ему на этих самых рельсах удерживаться.
Понимаю, выглядеть конструкция будет очень дико, практически как древний паровоз двухметровой колеи с одной ведущей осью, зато ЭТО просто, понятно, быстро…
Резиновые колёса — как велосипедные, так и что поэкзотичнее, вплоть до мотор-колёс от самокатов.
Успехов.
С уважением, Денис.
Слишком крупные мотор-колёса вырисовываются. А самокатное слишком узкое, чтобы в трехосном экипаже держать колею в кривой и не провалиться.
Учитывая размеры подвижного состава этой микроколейки, вместо «экзотики» здесь лучше всего подойдут два обрезиненных валика от прокатной машины или шкивы от старого ленточного транспортёра — один на левый рельс, второй на правый.
Подсказка: два (иногда и больше) таких валика можно за символическую цену выдрать из старого принтера или МФУ «офисного» размера и производительности — они там стоят в системе подачи бумаги из нижнего лотка в рабочий модуль. В домашних моделях обычно система попроще для экономии веса.
Доброе время суток.
Насчёт малой ширины покрышки мотор-колеса… Как минимум, можно найти покрышку пошире, для диаметра 16″ (вроде на такой диаметр есть цельные мотор-колёса вообще без спиц, литые) покрышка шириной 2″ вполне себе есть. И я забыл уже, на какой у нас диаметр «дутики» от детских велосипедов «Бабочка»…
А если охота сделать пневматический приводной валик пошире… Покупаются в какой-нибудь фирме фланцевые колёса для складских тележек (покрышка + обод с фланцем, ну как диск от легкового автомобиля), ступицы на выбор, делать самому, заказывать или искать готовые (например, от мотоблока, но тут уже диаметр — «ОЙ», зато можно взять сразу колёса в сборе вместе с осью), дальше грустный выбор — ставить дифференциал или обойтись без него…
С уважением, Денис.
купите бэушный гироскутер, будет вам привод, даже можно как есть его применить, а если чуть подточить моторколёса, то и реборды будут.