ОВЖД

Осьми Вершковая железная дорога

(ОВЖД)

Колея 8 вершков (356 мм).
Автор – Михайло Орехов.
Расположена в Ленинградской области, Гатчинский район, поселок Учхоз, садоводство Пламя.

Вводная часть
Начало
Сезон №1
Сезон №2
Сезон №3
Сезон №4
Сезон №5

001

История данной дачной железной дороги началась случайно — не там разгрузили порядка 20-ти кубов песка. Встал вопрос — чем эту кучу переместить из точки А в точку Б. Перебирая различные варианты наткнулся на военно-полевые железные дороги Российской империи. Приглянулось удобство быстро возводимой магистрали, для которой не требуется особая подготовка, но при этом в разы, по сравнению с шинным и гусеничным транспортом, увеличивается грузоподъемность.

Дальнейшее исследование темы привело к немецким фельдбанам и французской декавильке, а так же к парковым железным дорогам колеи от 180 мм. Просчитав целесообразность изготовления данного вида транспорта приступил к его изготовлению и не прогадал.

Меня часто спрашивают — а почему восемь вершков? Объяснение простое: дело в том, что на даче чаще всего приходится грузиться и разгружаться в концах пути.  Плюс к этому расстояние перегонов не такое уж и большое. Следовательно, локомотив на бензо-, электро- или какой другой тяге в принципе и не нужен — можно вагонетку и руками оттолкать, да и удобнее это в большинстве случаев. А если толкать руками, то идти надо в колее. Минимальное удобное расстояние между рельсами для ходьбы в рабочих сапогах составило где-то 345 мм.

Можно было бы округлить до 350 мм, но я посчитал это банальным. Хотелось чего то своего, как любят сейчас говорить «лампового», помятуя, что колея наших железных дорог во всем мире зовется  «русской». Полез в старые меры длин и методом подбора нашел расстояние в восемь вершков или 356 мм)))

— — —

Главной задачей Осьми Вершковой железной дороги с самого начала её строительства является перевозка различных грузов по дачному участку (строительные материалы, песок, щебень, земля, навоз, вода, дрова, посевной материал, урожай, строительный и садовый инструмент).

Первым крещением дороги была перевозка около 5 кубометров сырых дров. Использовался кузов «Тележка». Применение дороги позволило справиться с задачей за три часа. При этом все дрова были аккуратно уложены.

002
Официальное открытие было приурочено к перевозке песка в количестве 11 кубометров, используя кузов «Самосвал». Объем кузова 0.25 кубометра.

003
Далее, в процессе эксплуатации, были перевозки щебня, воды (в канистрах, 140л), песка и земли (в ведрах, от 8 шт. одновременно), пиломатериалов длиной 6 метров, бетонных фундаментных блоков, строительных и садовых инструментов, элементов строения пути, урожая картофеля.

Схема путевого развития ОВЖД.

Первоначально дорога предполагалась, как временная летняя трасса обеспечивающая подвоз строительных материалов от точки их разгрузки до места строительства. Но в дальнейшем было принято решение о прокладке всесезонного магистрального пути по периметру дачного участка с примыканием к нему временных веток для обеспечения подвоза материалов к местам работ.

В связи с корректировкой планов строительства объектов на участке схема путевого развития претерпела несколько редакций. Они коснулись как протяженности пути, так и месторасположения дороги в целом. На конец 2017 года проектная схема путевого развития такова (пунктиром показаны строящиеся или проектируемые участки)

1. Станция «Грузовой двор»

Назначение – грузовая станция. Служит для перегрузки материалов с автомобильного на железнодорожный транспорт.
Путевое развитие: тупик для погрузо-разгрузочных работ, выезды на восточный перегон и депо.

2. Станция «Водяной пост»

Назначение – грузовая станция. Служит для доставки и набора воды с водяного поста, садового инструмента, вещей, для хранения их в сарае.
Путевое развитие: тупик для отстоя вагонов, разворотный треугольник, рабочая площадка.

3. Разъезд «Банный».

Первоначальное название «Дальний». Строится по просьбе детей.

Назначение – пассажирская станция. Посадка и высадка пассажиров, доставка и погрузка дров и угля из дровяника.
Путевое развитие: двух путный разъезд, тупиковая ветка к хозяйственной постройке.

4. Депо.

Назначение – техническая станция. Служит для хранения и технического обслуживания подвижного состава, маневровой работе по формированию рабочих составов.
Путевое развитие: помещение депо с двумя путями и трансбордером,  стрелочная развязка «полукольцо».

На данный момент длина прямого магистрального пути (уложенного на песчаную подушку) без учета ответвлений составляет 86.5 метров. Перепад высот составляет 880 мм.

— — —

За время своего развития дачная железная дорога из чисто грузовой превратилась в один из элементов дачного ландшафтного дизайна, а её строительство стало неким хобби для всех членов семьи. В связи с этим при строительстве большое внимание стало уделяться качеству визуального восприятия дороги в целом и соответствующему антуражу, присущему дорогам широкой и узкой колеи  (только если изделия несут пользу при эксплуатации на дачной жд).

Кроме того, ОВЖД несколько раз участвовала в выездных мероприятиях, одно из которых проходило под патронажем Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Участие в таких праздниках потребовало создания дополнительного оборудования пассажирского плана — вагона для пассажиров, пассажирской платформы и других.

На данный момент Осьми Вершковая железная дорога активно развивается, как в плане путевого развития, так и в работах над подвижным составом. О всех новостях на дороге можно прочитать в рубрике «Летопись ОВЖД» 

Техническая информация.

На Осьми Вершковой железной дороге применяется два вида пути — магистральный и легкий.

Магистральный путь изготовлен из профильной трубы 25х50 мм, уложенной на деревянные шпалы размером 50х100х740. Путь укладывается на песчаную подушку. Используется круглый год.

Легкий путь изготовлен из профильной трубы 25х40 мм, уложенный на деревянные шпалы размером 40х100х640. Используется для временных работ в качестве усов от магистрального пути, либо самостоятельно.

— — —

Основные вехи развития:

Лето 2012 года – сбор теоретического материала (фото, видео, инструкции и чертежи);
7 июля – изготовление первых колес;

2013 год

11 июня – начало изготовления рамы для вагонетки;
9 июля – изготовление первого рельсового звена и несущей рамы вагонетки;
005
13 – 14 июля – первый кузов «Тележка» (платформа с бортом и ручкой для ручной откатки);

006.1
26 июля – испытание боем – изготовление деревянного (лежнёвого) пути и перевозка 5 кубометров дров;
007.1

007.2
2 августа – изготовление первой модификации кузова «Цистерна»;
008
25 сентября – изготовление кузова «Самосвал»;
009.1

009.2
8 октября – изготовление первого закругленного рельсового звена;
010
23 октября – испытание закругленных рельсовых звеньев в работе (перевоз деревообрабатывающего станка);
011
2-3 ноября – официальное открытие ОВЖД, перевозка 12 кубометров песка;
012.1

012.2

012.3

012.4

012.5

С этого момента дорога живет годовыми сезонами, а её день рождения становится «днем открытых дверей», на который приезжают энтузиасты дачжелдора.

Сезон №1

( 11.2013 — 11.2014)

1 мая – начало летней эксплуатации, перевозка щебня и бетонной плитки;
013.1

013.2
28 июня – начало строительства постоянного участка пути между станциями «Водяной пост» и «Грузовой двор»;
014.1

014.2

014.4

014.5
16 июля – подготовлено нижнее строение пути на станции «Водяной пост» и восточном перегоне;

10 сентября – начало строительства станции «Грузовой двор»;
016.1

016.2
9 октября – отсыпка тупикового ответвления на станции «Водяной пост»;
017.1

017.2

Свою первую годовщину дорога отметила скромно «по домашнему».  А вот начиная с второй годовщины мероприятие стало принимать черты праздника.

Сезон №2

(11.2014 — 11.2015)

9 ноября – укладка постоянного пути на станции «Водяной пост»;
018
18 ноября – начало монтажа пути на станции «Грузовой двор»;
019.1
30 ноября – первая пробная эксплуатация на участке станции «Грузовой двор» и восточном перегоне;
020
4 декабря – восточный перегон подошел к повороту;
021

 

17 июня – сделан закругленный участок пути до входной стрелки станции «Водяной пост»;
022
21 июня – первая перевозка воды (канистрами);
023.1
28 июня – ввод стрелочного перевода и открытие постоянного движения между станциями «Грузовой двор» и «Водяной пост»;
024.1

024.2
15 сентября – начало строительства второго этапа постоянного пути.
025.1

025.2
2 октября – временный участок от ст. «Грузовой двор» до строительной площадки погреба.
026

026.2

31 октября —  гараж, после укладки в нем 6 метров погонных пути, становится депо.

027

4 ноября — праздник посвященный двухлетию с момента официального открытия дороги. Пряжка, подаренная А.Васильевым, послужила толчком к созданию формы для ОВЖД.

028

Сезон №3

(11.2015 — 11.2016)

 

14 ноября — после перевозки песка разобран временный участок пути

029

20 декабря — начато переоборудование городского гаража под нужды ОВЖД.

030.1

030.2

2 февраля – изготовлена рама для АПД «Пчёлка».

10 марта – 2 апреля – подготовка к поездке в Тёсово, на праздник «2-я ударная. Забытый подвиг».  Изготовление двухколейного пути 300/356 мм, разработка и пошив формы, разработка эмблемы,  изготовление флага с флагштоком, подготовка подвижного состава.

3 апреля – поездка в Тёсово, участие в празднике «2-я ударная Забытый подвиг.»

19 апреля – сделан верстак на совмещенном рельсо-дорожном ходу.

21 апреля – изготовление шаблонов пути.

30 апреля – изготовление легкой хозяйственной вагонетки.

12 мая – разметка при помощи шаблонов разворотного треугольника.

13 июня – открыт полустанок «Компостный».

9 июля – изготовление и ходовые испытания ручной дрезины «Мушка».

23 июля – ввод ручной дрезины «Мушка» в эксплуатацию.

26-29 июля – отсыпка и ввод в эксплуатацию первых 12-ти метров второго этапа пути.

17 августа – отсыпка и обустройство рабочей площадки станции «Водяной пост».

19 августа – зашивка междупутья на станции «Грузовой двор» тротуарной плиткой, укладка новой временной ветки от депо до магистрального пути.

3 сентября – разметка разъезда «Банный»

 

9 сентября – разъезд «Банный»: выкопаны и подготовлены для засыпки песком все траншеи для обустройства нижнего строения пути, подведено электричество, установлено освещение.

 

19 октября – испытание новой грузовой вагонетки и переделанного кузова типа «Самосвал».

22 октября – пройден участок второго этапа пути от разворотного треугольника мимо полустанка «Огородный» до южной горловины разъезда «Банный».

28 октября — выработан весь песок, разъезд «Банный» засыпан до северной горловины.

4 ноября — 3 года ОВЖД.

 

Сезон № 4

(11.2016 — 11.2017)

12 ноября изготовлена специальная снеговая лопата для чистки пути

18 ноября начаты работы над многофункциональным стапелем предназначенным для изготовления и технического обслуживания подвижного состава.

17 февраля сборка стапеля после покраски деталей и ввод его в эксплуатацию

4 марта начало подготовки к поездки в Тёсово на военно-исторический фестиваль «Вторая ударная. Забытый подвиг»

17 марта начаты работы над легким пассажирским вагоном

28 марта произведена пробная сборка

5 апреля для ручной дрезины Мушка изготовлен новый маховичный узел

6 апреля — финишная сборка легкого пассажирского вагона «Пасваг»

8 апреля изготовлены два элемента пассажирской платформы

9 апреля — поездка в Тёсово на 5-й ВИФ «Вторая ударная. Забытый подвиг»

10 апреля — открытие летнего сезона на ОВЖД

30 апреля — южная горловина разъезда «Банный» подготовлена под посадку газона

С 1-го мая и до установки сруба Банно-Станционного комплекса железная дорога взяла на себя практически все грузовые перевозки.

Доставка инструмента к месту работ.

 

 

 

5 мая. Подготовка площадки под фундамент банно-станционного комплекса.

11 мая. В процессе отсыпки зоны огорода. Удобнее всего оказалось возить землю в ведрах.

16 мая. Зона огорода выровнена, грядки отсыпаны, можно приступать к посевной)))

16 мая. Проложен временный ус для транспортировки земли на картофельное поле и отсыпки низины у парника.

24 мая. Смонтирован временный ус для отсыпки фундаментной подушки.

30 мая. Отсыпаем первую треть фундаментной подушки.

11 июня. Отсыпка второй трети фундаментной подушки, работа самосвального кузова.

16 июня. К нам приехали гости из Перми, бывшие студенты-проводники пассажирских вагонов Антон и Яна Ивонины.

21 июня. Монтаж  рельсо-шпальной решётки для отсыпки последней трети фундаментной подушки.

1 июля. Закончена засыпка и трамбовка фундаментной песчаной подушки.  Перекладываем путь в южной горловине.

5 июля. Перевозка фундаментных бетонных блоков

9 июля. Перевозка длинномеров — шести метровый брус и доски.

19 июля. Сруб банно-станционного комплекса стоит!)))

20 июля. Путь за границу))) Кинем туда пару метров для обслуживания противопожарной полосы.

20 июля. Перевозка оставшегося пиломатериала на разъезд.

26 июля. Готовимся к последнему рывку, о котором мечтали ещё с прошлого года и на который не хватило тогда песка — отсыпке северной горловины разъезда.

6 августа. По приглашению Центрального Музея железнодорожного транспорта РФ проложили временную дорогу в Юсуповском парке Санкт-Петербурга и катаем всех желающих)))

11 августа. Прикидываем, как пойдет второй путь и делаем временную пассажирскую платформу на разъезде «Банный»

 

12 августа. Монтаж освещения на разъезде «Банный».

13 августа. Досыпаем последние метры в северной горловине.

15 августа. Дорога дотянута до  её временного окончания с северной горловины разъезда. Первый поезд проследовал все 86.5 метров готового пути.

16 августа. Перевезли доски для временной крыши. Была станция пассажирская, а стала грузовая)))

28 августа. У нас в гостях самый юный адепт ОВЖД — Миша Кузьмин. Он же первый из юных Малой Октябрьской, кто приехал к нам.

13 октября. Подготовка разворотного треугольника — снятие дерна.

28 сентября. Принимаем участие в открытии выставки, посвященной 110-летию начала трамвайного движения в Санкт-Петербурге. ЦМЖТ.

10 октября. Отсыпана песчаная подушка на разворотном треугольнике и будущем переезде.

1 ноября. Банно-станционный комплекс готов к празднику, посвященному 4-й годовщине официального открытия ОВЖД.

4 ноября. Осьми Вершковой  железной дороге 4 года! На праздник, уже по традиции, приехали адепты дачжелдора и наши друзья.


Сезон №5

 

Карта посещаемости
Map
Для новичков.
sad12-09_6

sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Рубрики
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Речь Л.М. Кагоновича
... от стрелочника до наркома все одинаково важны, все одинаково выполняют великую задачу обеспечения бесперебойной работы нашего ... железнодорожного транспорта! sad12-09_6

Календарь
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив
Статистика