Годовые итоги ОВЖД (Переславль-Залесский)

Отдельная Веськовская Железная дорога, колея 356мм. Переславль-Залесский. Автор проекта — Михаил Колесников

 

Эпиграф

Итак, однажды мне довелось построить себе домик на дереве и проложить к нему железную дорогу (ПЗУЖД), чтобы с комфортом до домика этого добираться. И все бы ничего, но в семье отельеров предприимчивая жена взяла да и стала сдавать мой домик на дереве туристам. Тогда я понял, что пора бахнуть кемпинг домов на деревьях где-нибудь поблизости от ПЗУЖД, чтобы сдавать их, а мой дом на дереве оставить в покое (под мои нужды бёрдвотчинга). Так летом 2020 года был куплена генеральская дача в километре от ПЗУЖД на берегу Плещеева озера. А в ноябре 2020 была сварена дрезина колеи 356мм. О ее создании есть отдельный пост. Здесь же будет рассказ о проделанном за год.

ОВЖД. Вводные данные.

Есть: участок с нестабильным грунтом (песок-плывун), готовыми строениями, крупномерными растениями, коммуникациями, есть план расположения новых строений. На участке равномерный уклон.

Надо: кемпинг с железной дорогой сквозь весь участок. Одна подвижная единица, максимально универсальная, простая, компактная. Перевозить ежедневные грузы (аналог тележки горничной), перевозить стройматериалы, катать гостей, перевозить сап-борды, каяки и прочее.

Требования:

1. Максимально гармонично вписаться в ландшафт, ни одно дерево не должно пострадать.

2. Совмещенная дорога. Жд и пешеходная дорожка проложены вместе.

3. Связать парадный вход участка, крыльцо основного дома, крыльцо чайного дома, все гостевые домики, выйти к озерной калитке.

Да, если что, мой пример вам не пример))) Я раздолбай-экспериментатор, многие решения, примененные на ОВЖД могут показаться сомнительными, и пусть кажутся. Почти все сделано на глаз, иногда просто лень было идти за рулеткой. Не делайте так. Профиль надо гнуть трубогибом, а не яблонькой, ну и так далее…

ОВЖД. Хронология создания

Год назад я блуждал по участку и прикидывал, где что будет и как среди всего этого пройдет нить железной дороги. Вот сам дом, еще не тронутый ремонтом.

А это наброски будущей подвижной единицы. Той самой универсальной, компактной… Это единственные рисунки, по ним дрезина и собиралась, на глаз))) Чертежи делать было некогда.

Как видно по итогу, от двуручной схемы (как на ПЗУЖД) пришлось отказаться в угоду полезному месту. Осенью 2020 года активно велось строительство чайного дома, надо было успеть завести его под крышу до зимы и естественно ни о каких дорожках, а иже с ними и о железной дороге и мыслей не было. Но надо было создать саму дрезину и участок совмещенного пути, чтобы во-первых, понять насколько это удобно, во-вторых, понять как это все смотрится, в-третьих, посмотреть как оно ведет себя зимой.

На террасе, а по сути на бывшей летней кухне, за несколько вечеров родилась ручная дрезина, не шкуренная, некрашеная, но, главное, ездящая.

К дрезине был собран участок совмещенного пути длиной 6 метров и все это дело по итогу расположилось у пары кустов в стороне от строительной активности.

Дорожка планировалась шириной в метр, выходило, что на шестиметровую секцию расходовалось шесть досок 150х50

Шла зима, валил снег, снег чистился, валил опять, подтаивал, замерзал, валил и чистился. Зимой я наблюдал, как поведет себя совмещенный путь.

И наконец это белое лютое безумие закончилось. Можно было начинать заниматься дорожками. Поскольку центральное место — это площадка перед входом в чайный домик и от этой площадки дорожка уже расходится в стороны — то стройка стартовала именно оттуда. Дабы ничего не прорастало сквозь настил, под него легли советские пуленепробиваемые ковры. Дорожка пересекает площадку под углом, помимо этого, сама площадка имеет наклон. Ширину дорожки решено было уменьшить до 7 дм. 706мм если точнее. Такая ширина как-то гармоничнее смотрелась. Ну и экономила целых две доски с шести метров.

Первый кривой участок пути. Шестиметровая секция делится на равные части. Чем круче кривая, тем должно быть больше таких секций. У меня получались секции с четырьмя частями. Доски вырезаются вдоль параллельно кривизне рельса. Надеюсь, понятно объяснил)) Ничего сложного, но возни много. Каждая доска пропитывается антисептиком со всех сторон, кроме верхней (лицевой). Сверху будет другое покрытие.

А на следующем фото та самая экспериментальная рамчатка, на которой зимовала дрезина. Видно отпиленные части — результат уменьшения ширины дорожки. Если вкратце об устройстве секции совмещенной дороги — металлическая рамчатка ложится на деревянные шпалы, сверху на шпалы в уровень с рамчаткой укладываются доски настила. Обязательно менее 50мм наружние и любые внутрь (доска всегда идет с погрешностью). Настил скрепляется со шпалами саморезами. Таким образом получается самозажатая секция. Шпалы лежат на подкладках, важно, что они не скреплены. В принципе, ничего сложного, но есть куча нюансов и мелочей. По такой схеме зажатия деревом металла построены дрезины на ПЗУЖД и ОВЖД, а настил на подкладках неплохо себя чувствует уже пару лет точно у нашей бани. Это применимо на песчаных плывунах. В этом посте подробно рассказывать про устройство секций не буду, если у вас есть вопросы, то раскрою эту тему в следующих постах. А если нет — ну и ладно. Едем дальше.

Дрезина помогает перевезти прямую рамчатку на пять шпал

Стройка в разгаре

Настил перед входом в чайный домик и часть дорожки. Еще одна немаловажная деталь: В первой очереди строительства ОВЖД нет путевого развития и железная дорога на всем своем протяжении совмещена с пешеходной дорожкой. И дабы не запинаться о дрезину и не обходить ее, спрыгивая на газон, она по умолчанию запаркована на этом настиле.

Под шумок изготовлен держатель часов на вокзал станции «Нюси» на ПЗУЖД.

Дрезина перевозит доски.

Путь продлен до первого домика.

И вид в обратную сторону.

Вышло такое редкое в наших краях солнце, а это значит, что пора шкурить-красить дрезину, а заодно и пружины установить, чтоб мягче ездилось.

Путь продлен до парадного входа. Вход как бы есть, но его как бы нет)))

Дрезина под домиком на дереве.

Вот уже и парадный вход. Неудивительно, что забор быстро сделан по той же самозажимаемой схеме. Все отлично держится. В этой схеме есть один плюс — для меня один из главнейших — легкость. Не надо отстраивать тяжелые несущие рамы. доски и металл вместе равномерно принимают нагрузку. Яркий пример — дрезина на ПЗУЖД — собранная из тонких профилей (всего три поперечных и два продольных), чего она только не перевозила.

А это новые рельсы отправляются к месту сборки.

Прерванное майскими праздниками и первыми гостями, строительство продолжается вновь. Видно разный цвет дерева на дорожке. Потом цвет выровняется.

 

Пропитка досок. ХМ-11.

Лестница, которая даже в кадр не помещается, тоже ездит по участку на дрезине. Пила тоже какого-то лешего катается, хотя ее можно и в руках донести.

Г- габарит)))

Предсказуемо, трава прорастает сквозь дорожку. Пусть растет.

Дорожка с двумя поворотами возвышается над травой.

Поскольку у меня нет трубогиба и времени, чтоб этот трубогиб сделать, то все кривые были быстро на глаз согнуты тут:

Новый прямой участок.

Итог

В итоге получилась линия сквозь весь участок с четырьмя кривыми секциями. Условно всю линию можно разделить на три участка, плавно перетекающих друг в друга: «Парадная зона» (участок пути, насыщенный строениями) — «сад» (железная дорога проходит мимо яблонь, жимолости и слив по залитым солнцем лужайкам) — «лес» (путь ныряет в тень больших деревьев). Дальнейшего путевого развития на участке не вижу, все объекты связаны, закольцовывать в аттракцион тоже не буду. Будет желание — там до озера уже мосты наведены. Но это уже совсем другая история. Всё.

 

 

 

 

 

18 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *