ЧЖДМ 0.0 Вступление

Частная Железная Дорога Максютова (ЧЖДМ), Чебаркульский район Челябинской обл. Автор проекта – Марат Максютов.

С чего начинается увлечение железной дорогой? Вопрос, на который ответить довольно непросто, а если разобраться – зачастую просто невозможно назвать первопричину. А вот сегодня я постараюсь ответить на вопрос – с чего начинается дачная железная дорога.

Зовут меня Марат Александрович Головатко, в среде транспортников я известен под фамилией Максютов. Веду видеоблог, занимаюсь охотой на поезда широкой колеи, попутно там же охотятся на меня (но это уже другая история, которую расскажу за пределами «Стальной Колеи»), ранее поработал в «РЖД». Мысль построить что-нибудь эдакое, подхлёстываемая зарубежными фильмами и видео, билась уже лет десять, но всё это время находились какие-то нелепые причины отложить это дело до лучших времён, что у многих подозрительно схоже с «забросить всё к чёрту». За это время родился племянник, и в негодность пришли две коляски. Повозив два дня мусор на одной из них, я решил поискать им более интересное применение…

Так родилась идея сделать ЧЖДМ или  Частную Железную Дорогу Максютова. Назначение: перевозка пассажиров, грузов по территории участка и, возможно, за его пределами тоже. Цели: начальная профориентация племянников (коих должно получиться четыре после приезда брата в наши края на постоянное место жительства со своей семьёй) и местных ребятишек; получение удовольствия от того, что мысли обретают реальную форму; отвести душу за управлением вполне реальным подвижным составом без предрассудков вроде медкомиссии; дополнительное подспорье в перемещениях грузов по участку и сопутствующие улучшения внешнего вида придомовой территории.

Глава 1. С чего всё началось. 01-02.07.17

Неделю спустя я успешно замерил расстояние между колёсами, предварительно разув их. На одной коляске расстояние вышло 520мм. На второй – 540.

Подбор ширины колеи практическим путём.

Тут же во дворе нашлись первые образцы рельсов – уголок и профильная труба, затем ещё уголок. Со шпалами вышло ещё проще – досок и брусков пруд пруди. Один уголок уже был дырявым, а второй ещё нет, потому было принято решение распилить дырявый уголок на две части и собрать первое звено на гвоздях с подложенными шайбами, а где-то и просто на загнутых гвоздях. Так как я уже говорил, что разница между шириной осей первой и второй коляски составила 20мм, то уголки были прибиты на ширину 530мм, двухребордные колёса успешно позволили существовать этому техническому решению. Второе звено было собрано из ещё одного распиленного уголка.

Всем известный закон создания железной дороги включает два основных требования – наличие подвижного состава и пути. Эти два требования были выполнены. Одна коляска была облегчена и целиком установлена на рельсы, от второй было решено оставить только оси. Перспектива нахождения новых уголков почему-то не казалась такой трудной (это предчувствие себя оправдало). Оставался ещё один вопрос – место.

Для этих целей был выделен заросший участок земли за баней, к моменту начала расчистки там росла крапива выше моего роста, а местами – и выше Валеры, приехавшего помочь со строительством. Мы взялись за дело.

До поздней ночи мы сбивали крапиву на месте предполагаемой трассы и ещё в других местах, требовавших очистки. Утром начали работы по выравниванию профиля (огромный заросший бугор стал врагом номер один, и победить его было непросто), уборки гнилых брусьев, битого шифера и прочих сюрпризов заброшенного места. И, казалось бы, после того, как мы поставили коляску на рельсы, которые уже перенесли за баню, как вдруг стало ясно…

На месте предполагаемой прокладки.

…что здесь ближайшее время железной дороги не будет.

 Глава 2. «Гроб на колёсах». 08-09.07.17

Плохо иметь неадекватных соседей. Бабку, вечно недовольную чем-то тем, что происходит у нас и желающей как-то насолить; и её сына, любящего подслушивать, подглядывать и доносить матери. После того, как эти субъекты были отправлены по общеизвестному маршруту следования, рядом с трассой стал постепенно исчезать забор. Выламывались штакетины, свежеприбитые доски спустя сутки уже успешно валялись рядом вырванные, сверкающие гнутыми новыми гвоздями… В связи с этим было решено перенести трассу на новое место – ровно на противоположную сторону участка, за дом. Только вот там всё было также – крапива в полный рост и деревяшки под нею. Всё, что имело отношение к железной дороге, снова вернулось во двор. Пока желания и времени для борьбы с растительностью не имел, решил, что оси от уничтоженной коляски должны обрести новую раму. Доска на доску, оси на рельсы, сверху лист фанеры, а его обил тканью с пенопластом под ней – вот и получился странный предмет – вроде как вагон-платформа, но только неказистый какой-то, что-то отваливается и с рельс сходить ему нравилось больше, чем ездить.

А уж как я гвоздей набил, откуда и куда они торчали – лучше не спрашивать… Прямотой рук я не отличаюсь, но решил всё-таки это лечить. Как и любое лечение, с первого сеанса не особо задалось)

Однако я ещё успел найти альтернативу дефицитным железным уголкам – пластиковые уголки мне показались неплохим материалом. Но поставил я их широкой стороной вертикально, отчего под нагрузкой их норовило положить на землю и вызвать сход. О том, как я разобрался с насущными вопросами – в следующей главе.

П. С. А соседа мы отвадили от порчи забора, сказав, что всё находится под видеонаблюдением)

 Глава3. Новая трасса и устранение недостатков «Гроба на колёсах». 22-23.07.17

Субботним вечером, не располагая косой или триммером, а скорее имея желание хоть как-то продолжить работу над проектом, я начал неравный бой с крапивой и репейниками при помощи ледоруба и лопаты. Что-то порубил, что-то поломал, но к утру появилась возможность там как-то передвигаться. Большая часть воскресенья ушла на сбор этой травы и вынос. Но времени хватило на то, чтобы определиться с подвижным составом и рельсами. В ходе уборки травы я откопал ещё несколько уголков и нашёл нужные диаметры свёрел, саморезы и дрель. Сборка звеньев наладилась быстро. Найденных уголков хватило на то, чтобы собрать около 7-9 метров временного пути. Пластиковые уголки уложил широкой стороной на шпалы, благодаря чему характеристики пластикового пути улучшились.

«Ноговоз» ВРТ-01 на временном пути строящегося перегона Нулевая Верста — Домовая. На заднем плане вверх осями лежит «Гроб на колёсах» ВРТ-02

Звенья очень короткие, при проходе вагонов нередко «подпрыгивают». Местами сшил крайние шпалы соседних звеньев брусками, а под шпалы местами подложил кирпичи или прибил к продольным жердям, задействованных для укрепления пути и сведению на ноль боковых уклонов. Надеюсь, что через неделю отец привезёт обещанные длинные уголки и сварит рельсы в плети, что позволит избежать сходов. На саморезах был пересобран и «Гроб на колёсах». Коляску же в шутку я обозвал «Ноговозом», так как для движения надо перебирать ногами по шпалам. Официальное обозначение у этих подвижных единиц такое: у коляски – ВРТ-01, у платформы – ВРТ-02. ВРТ расшифровывается как Вагон Ручной Тяги. ВРТ-01 зарекомендовал себя как одноместный пассажирский вагон с возможностью движения как от подталкивания человеком, находящимся сзади, так и от ног пассажира. ВРТ-02 можно использовать и в грузовом движении, но далее планируется переобшить его тканью и полностью заменить все гвозди на саморезы, приделать борта, лобовые стёкла и крышу. В конечном итоге должна получиться мотриса ручной, а затем и электрической аккумуляторной тяги с фонарями, тифоном и свистком, пультом управления. Единственный серьезный недостаток данного вагона – короткое межосевое расстояние при достаточно длинном днище, что может вызвать сход, если поставить что-то/сесть на край. Увеличивать межосевое расстояние не планируется, так как радиусы вероятных кривых будут очень малы. Возможно, будут поворотные поддерживающие оси, если появится парочка доноров.

Планы большие, и осуществлять их я продолжу в очередные выходные. Ждите вестей! А пока видео о моей работе

https://www.youtube.com/watch?v=st7dr9NL4i8

7 комментариев к “ЧЖДМ 0.0 Вступление”

  1. Ну-с, начнем обсуждение, господа дачные железнодорожники и иже с ними)))

    Как говориться, лиха беда начало))) Главное, что есть желание делать и возможность где это делать. Конечно, использование колясок в виде подвижного состава ход весьма интересный, но и несущий весьма большие ограничения из-за двухребордных колес — захочется стрелку сделать и только вариант шлеп-стрелки будет возможен. Рельс из уголка… понятно, что он валялся под ногами, но я бы лучше посмотрел в сторону деревянной лежневки с переходом в последствии на профтрубу. Тем более, что сварочник есть (как следует из поста) и папа может научить варить (а это в жизни пригодиться).

    Но хорошо уже то, что работа пошла. И пусть сейчас это несколько неказисто смотрится, думаю, со временем (когда молоток станет попадать по головке гвоздя))) все примет «цивилизованный» вид)))

    Марат, не отступай, иди вперед, ждем новостей)))

    Ответить
  2. Хотелось бы поздравить автора с началом строительства дороги и пожелать дальнейших творческих успехов! Насчёт двуребердерной технологии: эти колёса хороши, прежде всего, на прямых участках. А повороты и стрелки, тут можно сделать наподобие поворотных кругов или поворотных устройств. Подъехал, повернул на 90° и поехал дальше.

    Ответить
    • Спасибо запоздравления)
      Безостряковые стрелочные переводы как решение этого вопроса могут подойти. Ну,и поиск более типичных колёс и рельсов мы тоже продолжим)

      Ответить
    • Ну почему же. Двухребордное колесо хорошо пойдет и в кривой (не очень крутой), если использовать в качестве рельсов профильную (но лучше круглую) трубу. Опробовано и успешно — мы для видеокамеры самодельную операторскую тележку успешно гоняли даже не по стальным, а по пластиковым трубам. Понятно, что другой вес, но опыт различного рода американских горок показывает, что поедет, как миленькая.

      Только колеса лучше брать не хилые колясочные, а для тачек или грузовых тележек — проверено там же. Колесико для магазинной тележки со снятой шиной на ура справляется с ролью двухгребневого колеса. На двухребордниках требуются хитрые стрелки — можно подсмотреть конструкцию в троллейбусных, в остальном — особой специфики и нету, а экипажную часть раздобыть в продаже проще. Это шкивовые колеса на один ручей, колеса для грузовых тележек и прочие различного рода ролики и шкивы.

      Также двухребордникам противопоказаны жесткие оси (необходимо независимое вращение колес) и длинная база (нужны тележки). Так как вписывание в кривые на двухребордных колесах исключительно принудительное, гребни будут стирать боковую поверхность рельса и стираться сами. Круглая труба несколько уменьшает эффект, но тоже не вечная.

      Ответить
  3. Доброго времени суток! Вернулся домой и вижу что в полку прибыло! Поздравляю Вас с начинанием!, это прекрасно.
    Соглашусь с Михаилом, первое что пришло в голову это рекомендовать использовать в качестве рельсов деревянные брусья. Всё-равно на этапе колясочных колёс у Вас не большая нагрузка будет, а использование такого подручного материала как дерево не только значительно облегчит строительство пути, но и позволит лучше сохранить сами колёса. Доски добыть проще чем профиль, хотя научиться варить то же не помешает.

    Ответить
    • Я с вами во многом согласен. Но меня пленят уголки от пластиковых окон/подоконников. Испытания показали, что их не тянет сорваться со шпал по сравнению с уголками. Нагрузка будет расти, и Валерий Иванович Попов уже предлагает помощь по обустройству пути и подвижного состава. После того, как удастся создать велодрезину и уложить грамотно путь, возьмусь за электротягу на аккумуляторах, а потом хочется и КС… Но пока на дороге застой и только плачтиковые звенья остались абсолютно целыми.

      Ответить
      • Вам наверняка со временем захочется возить тяжёлые грузы и тогда пластик может сыграть злую шутку. Впрочем пока у Вас время экспериментов, уверен Вы найдёте оптимальный материал для своей ЖД. Главное желание развивать эту тему.

        Ответить

Добавить комментарий для Алексей Калашников Отменить ответ